logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цель:

- изучение особенностей полового размножения у отдельных представителей отделов водорослей, моховидных, папоротниковидных;

- развитие навыков проектной деятельности, внимания, аналитического мышления, способности устанавливать причинно – следственные связи;

- закрепление навыков работы с учебником и дополнительными источниками информации;

- поддержка интереса к изучению предмета.

Результаты обучения:

Предметные: учащиеся имеют представление об особенностях полового размножения одноклеточных зелёных водорослей , нитчатых зелёных водорослей , моховидных и папоротниковидных.

Метапредметные и личностные результаты

1. Личностные УУД

- Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат;

- Ученик способен к волевому усилию;

- У ребенка развита рефлексия;

- У ребенка сформирована учебная мотивация;

- Ребенок умеет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.

2. Регулятивные УУД

- Ученик умеет составлять план действий;

- Ученик осознает того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению;

- Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно;

- Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля;

- У ученика сформирован внутренний план действий;

- Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий.

3. Познавательные УУД

- Ребенок умеет слушать и слышать;

- Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;

- Ученик может структурировать найденную информацию в нужной форме;

- Может создавать устные и письменные высказывания;

- Ребенок умеет выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации;

- Ребенок владеет операциями классификация, умеет устанавливать причинно - следственные связи;

- Ребенок может проанализировать ход и способ действий;

- У ребенка сформированы умения анализа и синтеза;

- Ребенок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию.

4. Коммуникативные УУД

- Ученик умеет договариваться;

- Ученик умеет вступать в диалог;

- Ребенок может сотрудничать с другими людьми;

- Ребенок умеет решать учебные проблемы, возникающие в ходе парной работы;

- Ученик может отслеживать действия партнера;

- Ребенок умеет слушать и слышать;

- Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;

- Ребенок может интегрироваться в группу сверстников.

Тип урока: Урок изучение нового и повторение ранее изученного материала

Форма урока: комбинированный урок

Ход урока

Вступительное слово

Деятельность учителя

Настраивает ребят на совместную деятельность…

Заручается их поддержкой…

Деятельность учащихся

Вступают в  невербальный контакт с учителем.

Актуализация знаний

Деятельность учителя

Большинство растений, для воспроизведения себе подобных, способны использовать и половое и бесполое размножение.

Так, например, вишня – размножается и семенами (это половое размножение) и корневыми отпрысками, а это бесполое размножение (СЛАЙД С ВИШНЕЙ) или бурая водоросль ламинария (СЛАЙД) размножается делением слоевища – это бесполый способ размножения и также ламинария способна образовывать половые клетки – гаметы, которые участвуют в оплодотворении, т.о. осуществляют половое размножение.

Половое размножение  присутствует практически у всех растений. Исключений не так уж много. Но всё же исключения можно обнаружить,  К примеру, одноклеточная водоросль – хлорелла. (СЛАЙД).

У этой водоросли половое размножение не обнаружено. А, вот, у другой одноклеточной водоросли ХЛАМИДОМОНАДЫ, есть половое размножение. (СЛАЙД С ХЛАМИДОМОНАДОЙ).

Деятельность учащихся

Внимательно слушают рассказ учителя, приводят свои примеры растительных организмов, использующих и половое и бесполое размножение.

Введение нового материала с использованием рассказа учителя, сопровождающегося слайдами.
Работа по выявлению ключевых слов в изложенном материале.

Деятельность учителя

Сейчас, я, представлю вашему вниманию,  последовательность  процесса полового размножения хламидомонады, а Вас попрошу записать в свою тетрадь ключевые слова, связанные с половым размножением хламидомонады.

Ребята, позволю себе напомнить Вам, что , ключевые слова – это слова выражающие основной смысл изложенного материала.

Итак, половое размножение одноклеточной зелёной водоросли -  хламидомонады.

 (СЛАЙД _ РИСУНОК СХЕМА ПОЛОВОГО РАЗМНОЖЕНИЯ ХД).

В исходной клетке хламидомонады путём деления образуется от 32 до 64 гамет (напоминаю, что гаметы – это название половых клеток), снабжённых двумя жгутиками. Прорвав оболочку материнской клетки, гаметы выходят в водную среду, где попарно сливаются с образованием зиготы. Итак, после слияния гамет образуется ЗИГОТА. Зигота покрывается плотной оболочкой  и в таком состоянии хламидомонада переносит неблагоприятные холодные  условия, а когда вода в водоёме снова становится тёплой, то зигота хламидомонады делится путём мейоза на 4 клетки, эти клетки и есть новые хламидомонады.

Ребята, только что мы с Вами разобрали половое размножение одноклеточной водоросли – хламидомонады. Предлагаю Вам проверить набор ключевых слов, который у Вас, надеюсь, появился.

ИСХОДНАЯ  КЛЕТКА, ДВУХЖГУТИКОВЫЕ ГАМЕТЫ, ОПЛОДОТВОРЕНИЕ, ЗИГОТА, НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ, БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ, МЕЙОЗ, НОВЫЕ ХЛАМИДОМОНАДЫ (НА СЛАЙДЕ).

Если ваш набор слов приблизительно такой же, вы хорошо уловили содержание материала, если каких- либо ключевых слов не достаёт в вашем перечне, вы можете их добавить, используя мой образец или дополнительно поработать с текстом учебника.

Деятельность учащихся

Внимательно слушают рассказ учителя. Выявляют и записывают ключевые слова. Сверяют свой перечень ключевых слов с образцом, представленным учителем. Проводят самооценку, дорабатывают свой перечень ключевых слов, пользуясь учебником.

Закрепление изученного материала, через организацию учебной деятельности(составление монологического ответа с опорой на ключевые слова)задание для работы в паре

Деятельность учителя

Продолжим рассматривать половое размножение водорослей и познакомиться с половым размножением нитчатой водоросли , которая называется _ СПИРОГИРА. (СЛАЙД)   Здесь, я предлагаю Вам выполнить зеркально - противоположное задание. Т. е.   Вам предлагаются  ключевые слова в определённой последовательности, а вы  используете эти слова и рисунок, представленный в тексте учебника для составления текста (монологического ответа) о половом размножении спирогиры.

ВНИМАНИЕ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА К ТЕМЕ: ПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ НИТЧАТОЙ ВОДОРОСЛИ  СПИРОГИРЫ

 (ДВЕ НИТИ спирогиры, ЦИТОПЛАЗМАТИЧЕСКИЕ МОСТИКИ, СЛИЯНИЕ ЯДЕР, ЗИГОТА, ЗИМУЮЩАЯ СТАДИЯ, НОВАЯ СПИРОГИРА)

(НА СЛАЙДЕ И КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И РИСУНОК-СХЕМА РАЗМНОЖЕНИЯ СПИРОГИРЫ)

Рассказ, который получился у Вас на основе представленных ключевых слов, Вы можете сверить с текстом учебника и таким образом проверить и дополнить, если в этом будет необходимость, свою работу.

Деятельность учащихся

Составляют текст монологического ответа с опорой на ключевые слова, в своих тетрадях, озвучивают монологический ответ друг другу, сверяют его с текстом учебника, совместно выполняют работу над ошибками. Оценивают друг друга.

Самооценка.

Введение нового материала с использованием рассказа учителя, сопровождающегося слайдами.

Деятельность учителя

У многих зелёных растений, обитающих на суше, происходит чередование бесполого и полового размножения. Ребята, предлагаю Вам проследить, как происходит это чередование бесполого и полового размножения на примере моховидного растения, которое называется КУКУШКИН ЛЁН.

(МОЖНО НА СЛАЙДЕ СХЕМУ-РИСУНОК ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА КУКУШКИНОГО ЛЬНА).

Кукушкин лён двудомное растение – это значит, что у кукушкиного льна есть женские и мужские растения (СЛАЙД С Ж и М побегами кукушкиного льна).

На мужских растениях, на верхушках между листьями формируются мужские половые органы, а в них образуются сперматозоиды. (СЛАЙД С ВЕРХУШКОЙ МУЖСКОГО ПОБЕГА И СПЕРМАТОЗОИДОМ) на женских растениях есть женские половые органы (они тоже на верхушках и похожи на колбочки) в них образуется яйцеклетка. (СЛАЙД  С ВЕРХУШКОЙ ЖЕНСКОГО ПОБЕГА и с яйцеклеткой).

При наличии обильной влаги, сперматозоиды с помощью двух жгутиков переплывают на женское растение и сливаются с яйцеклеткой, т.е. происходит оплодотворение, в результате образуется зигота.  (СЛАЙД) Из зиготы, которая расположена на женском растении, через год развивается коробочка со спорами. Споры в этой коробочке образуются путём мейоза.  Обратите внимание, что коробочка приподнимается зелёным побегом с помощью длинной ножки. Со временем коробочка высыхает,  вскрывается и споры высыпаются и рассеиваются. Попав на землю, спора прорастает в зелёную нить, эта зелёная нить называется протонема, она похожа на нитчатую водоросль. Сходство протонемы мха с нитчатой водорослью свидетельствует о происхождении мхов от водорослей. Затем, на этой зелёной нити, протонеме, формируется почка, а из почки развивается побег, но котором снова будут образовываться половые клетки.

В жизненном цикле мха мы с вами проследили наличие полового размножения (это когда происходит образование яйцеклеток и сперматозоидов и последующее оплодотворение), а также бесполое размножение, которое осуществляется с помощью спор.

Деятельность учащихся

Внимательно слушают рассказ учителя.

Закрепление изученного материала, через организацию учебной деятельности(определение порядка ключевых слов, отражающих последовательность чередования полового и бесполого размножения в жизненном цикле мха)

Деятельность учителя

Ребята, я надеюсь, что вы внимательно слушали мой рассказ о чередовании бесполого и полового размножения в жизненном цикле мха – кукушкиного льна, который сопровождался иллюстрациями и сможете повторить этот  рассказ, используя следующие ключевые слова.

 (СЛАЙД с КЛЮЧЕВЫМИ СЛОВАМИ, порядок которых перепутан).

СПОРЫ, ГАМЕТЫ, КОРОБОЧКА СО СПОРАМИ, ОПЛОДОТВОРЕНИЕ, ЗЕЛЁНАЯ НИТЬ, ВОДА, ЗЕЛЁНЫЕ ПОБЕГИ, ЗИГОТА.

Итак, появились ключевые слова и вы  обратили внимание, что порядок ключевых слов перепутан, посмотрите, не может быть такого, что из споры образуется гамета, а из гаметы коробочка со спорами в которой происходит оплодотворение.

Чтобы грамотно составить рассказ о чередовании бесполого  и  полового размножения мха, необходимо, упорядочить ключевые слова, для этого можно использовать иллюстрацию и текст учебника.

Пожалуйста, выполните это задание.

Ребята, предлагаю Вам проверить, насколько правильно вы упорядочили ключевые.

(СПОРЫ, ЗЕЛЁНАЯ НИТЬ, ЗЕЛЁНЫЕ ПОБЕГИ, ГАМЕТЫ, ВОДА, ОПЛОДОТВОРЕНИЕ, ЗИГОТА, КОРОБОЧКА СО СПОРАМИ, СПОРЫ) Обратите внимание, с какого бы слова вы не начали, порядок не поменяется. Пользуясь ключевыми словами, расположенными в правильной последовательности, не сложно воспроизвести рассказ о чередовании бесполого и полового размножения в жизненном цикле мха Кукушкиного льна.

Деятельность учащихся

Расставляют в правильном порядке ключевые слова, отражающие последовательность чередования бесполого и полового размножения в жизненном цикле мха. Сверяют полученные результаты с образцом, представленным учителем. Проводят самооценку.

Завершение урока

Домашнее задание

Деятельность учителя

Чередование полового и бесполого размножения характерно не только для мхов, но и для других споровых растений, таких как папоротники, хвощи и плауны. У этих растений в жизненном цикле происходит и образование спор, специализированных клеток, для бесполого размножения, а также происходит образование гамет с последующим оплодотворением, что свидетельствует о наличие полового размножения. (СЛАЙД СХЕМА – РИСУНОК С ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ ПАПОРОТНИКА).

На сегодняшнем уроке мы с вами начали изучать половое размножение растений  и рассмотрели, как происходит половое размножение у некоторых представителей, таких как  одноклеточная водоросль - хламидомонада, нитчатая водоросль спирогира, моховидное растение кукушкин лён.

Итак, домашнее задание. Я попрошу Вас изучить чередование бесполого и полового размножения в жизненном цикле папоротника, для этого вы можете использовать дополнительную литературу и иллюстрации нашего учебника, затем записать ключевые слова, связанные с размножением папоротника. По своим ключевым словам необходимо уметь рассказать о бесполом и половом размножении в жизненном цикле  папоротника, а предъявить свой рассказ вы сможете на следующем уроке.

Деятельность учащихся

Делятся впечатлениями об уроке.

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.