logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цель:

- изучение особенностей полового размножения покрытосеменных и голосеменных растений;

- развитие навыков проектной деятельности, внимания, аналитического мышления, способности устанавливать причинно – следственные связи;

- закрепление навыков работы с учебником и дополнительными источниками информации;

- поддержка  интереса к изучению предмета.

Результаты обучения:

Предметные: учащиеся имеют знания и представления об особенностях полового размножения  покрытосеменных и голосеменных растений, учащиеся имеют представления о цветке как об органе полового размножения, о значении пыльцевой трубки, о двойном оплодотворении у цветковых растений, об образовании плодов.

Метапредметные и личностные результаты

1. Личностные УУД

- Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат;

- Ученик способен к волевому усилию;

- У ребенка развита рефлексия;

- У ребенка сформирована учебная мотивация;

- Ребенок умеет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.

2.  Регулятивные УУД

- Ученик умеет составлять план действий;

- Ученик осознает того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению;

- Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно;

- Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля;

- У ученика сформирован внутренний план действий;

- Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий.

3. Познавательные УУД

- Ребенок умеет слушать и слышать;

- Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;

- Ученик может структурировать найденную информацию в нужной форме;

- Может создавать устные и письменные высказывания;

- Ребенок умеет выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации;

- Ребенок владеет операциями  классификация, умеет устанавливать причинно - следственные связи;

- Ребенок может проанализировать ход и способ действий;

- У ребенка сформированы умения анализа и синтеза;

- Ребенок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию.

4. Коммуникативные УУД

- Ученик умеет договариваться;

- Ученик умеет вступать в диалог;

- Ребенок может сотрудничать с другими людьми;

- Ребенок умеет слушать и слышать;

- Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации.

Тип урока: Урок изучение нового и повторение ранее изученного  материала

Форма урока: комбинированный урок

Ход урока

Вступительное слово

Деятельность учителя

Настраивает ребят на совместную деятельность…

Заручается их поддержкой…

Деятельность учащихся

Вступают в  невербальный контакт с учителем

Актуализация знаний с опорой на знания учащихся

Деятельность учителя

Продолжим разговор о половом размножении растений. На предыдущем уроке мы рассмотрели половое размножение некоторых водорослей, мхов, и самостоятельно вы познакомились с размножением папоротников.

Наступил черёд семенных растений. В царстве растений выделяют два отдела семенных растений – это голосеменные растения (большинство из которых – хвойные) СЛАЙД С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ХВОЙНЫХ  и господствующий на Земле отдел -  Покрытосеменные (СЛАЙД С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЯБЛОНИ С ПЛОДАМИ) Так как большинство видов растений на нашей планете относятся к покрытосеменным растениям, мы,  разберём подробно половое размножение ИМЕННО  покрытосеменных растений.

Деятельность учащихся

Внимательно слушают рассказ учителя, приводят примеры покрытосеменных растений и голосеменных растений. Вспоминают основные признаки покрытосеменных и голосеменных растений

Введение нового материала с использованием рассказа учителя, сопровождающегося слайдами, с опорой на имеющиеся знания по предмету.

 Актуализация знаний, через постановку проблемного вопроса

Деятельность учителя

Покрытосеменные растения  называют ещё цветковыми растениями, что указывает на признак, присущий только этой группе, - наличие цветков.

(СЛАЙД С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЯБЛОНИ С ЦВЕТКАМИ).

Цветки – это репродуктивные органы, т.е. органы полового размножения.

(СЛАЙД _ КРУПНЫЙ ПЛАН ЦВЕТКА с ПЕСТИКОМ И ТЫЧИНКАМИ).

С позиции эволюции – цветок это видоизменённый побег, т.е. цветок, как видоизменённый побег  состоит из специализированных листьев – это пестики и тычинки, в которых образуются половые клетки, поэтому  пестики и тычинки – главные органы цветка.  Главные органы цветка окружены околоцветником (из чашелистиков и лепестков). Околоцветник защищает пестики и тычинки и ещё выполняет одну очень важную функцию, необходимую для размножения (о ней мы поговорим позже).

В тычинках образуются пыльцевые зёрна, пыльца, каждая пылинка – это одно пыльцевое зерно (СЛАЙД С ТЫЧИНКОЙ И ПЫЛЬЦОЙ).

Пыльцевые зёрна очень мелкие, но если рассмотреть пыльцу под увеличением то, мы увидим, что пыльцевые зёрна разных видов растений различаются и по цвету и по форме и по другим признакам.  В пыльцевом зерне  содержаться спермии (мужские половые клетки).

(СЛАЙД С РАЗЛИЧНОЙ ПЫЛЬЦОЙ ПРИ УВЕЛИЧЕНИИ).

В пестике, в его утолщённой части – завязи, есть семязачатки, в семязачатках зародышевый мешок, в котором образуется яйцеклетка.

(СЛАЙД С ПЕСТИКОМ, НА СРЕЗЕ В ЗАВЯЗИ СЕМЯЗАЧАТКИ С ЗАРОДЫШЕВЫМ МЕШКОМ и ЯЙЦЕКЛЕТКОЙ - ВСЁ ПОДПИСАНО).

Яйцеклетки и спермии – это гаметы, которые должны образовать зиготу в результате оплодотворения. Как же встретиться яйцеклетке и спермию, если они развиваются в разных органах, спермии в тычинка, а яйцеклетки в пестиках?, а иногда яйцеклетки и спермии  развиваются на разных цветках (например,  у тополя и ивы) есть пестичные цветки и тычиночные цветки.

Деятельность учащихся

Внимательно слушают рассказ учителя. Узнают новый материал. Повторяют ранее изученный.

Предполагают способы разрешения проблемной ситуации. Высказывают свои предположения.

Введение нового материала с использованием рассказа учителя, сопровождающегося слайдами , с опорой на имеющиеся знания по предмету.

 Актуализация знаний, через постановку проблемного вопроса

Деятельность учителя

Слиянию яйцеклетки и спермия , или оплодотворению у цветковых  растений предшествует процесс который называется  опыление.

Опыление – это перенос пыльцы с тычинки на рыльце пестика. (СЛАЙД С ЛЕТЯЩЕЙ ПЫЛЬЦОЙ).

У цветковых растений существует множество способов опыления. Одни цветковые растения опыляются с помощью ветра (СЛАЙД С ВЕТРООПЫЛЯЕМЫМ РАСТЕНИЕМ) другие с помощью воды (СЛ водные цветковые растения), у третьих в опылении участвуют насекомые-опылители (СЛАЙД с пчелой), а некоторые  тропические растения опыляются птицами, так колибри опыляет гибискус (СЛАЙД).

Здесь мы с вами и вспомним про значение околоцветника, у многих цветковых растений околоцветник яркий , такой околоцветник служит для привлечения насекомых- опылителей.

Эволюция цветковых растений сопряжена с эволюцией насекомых благодаря процессу опыления. (ДВА ИЗОБРАЖЕНИЯ РЯДОМ ЦВЕТОК И НАСЕКОМОЕ ОПЫЛИТЕЛЬ).

Итак, что же происходит после опыления, после того как пыльцевое зерно попадает на рыльце пестика? (СЛАЙД  РИСУНОК – СХЕМА ПЫЛЬЦЕВОЕ ЗЕРНО НА РЫЛЬЦЕ ПЕСТИКА).

Деятельность учащихся

Внимательно слушают рассказ учителя. Узнают новый материал. Повторяют ранее изученный. Приводят примеры ветроопыляемых и  опыляемых насекомыми  растений.

Предполагают способы разрешения проблемной ситуации. Высказывают свои предположения.

Введение нового материала с использованием рассказа учителя, сопровождающегося слайдами , с опорой на имеющиеся знания по предмету.

Деятельность учителя

В пыльцевом зерне содержаться две клетки, одна из этих клеток прорастает в пыльцевую трубки ( её так и называют клетка- трубка) Пыльцевая трубка продвигается по столбику пестика к завязи и дорастает до семязачатка и через пыльцевход проникает внутрь зародышевого мешка (СЛАЙД С ПЫЛЬЦЕВОЙ ТРУБКОЙ В ПЕСТИКЕ).

А другая клетка пыльцевого зерна образует два спермия. Эти два спермия передвигаются по пыльцевой трубке и подходят к зародышевому мешку.

(СЛАЙД С ДВУМЯ СПЕРМИЯМИ В ПЫЛЬЦЕВОЙ ТРУБКЕ). Первый спермий сливается с яйцеклеткой, которая расположена на входе в зародышевый мешок. При слиянии спермия и яйцеклетки образуется зигота, первая клетка нового организма, из зиготы развивается зародыш будущего растения (СЛАЙД слияние первого спермия с яйцеклеткой).

А второй спермий, который тоже перемещается по пыльцевой трубке, также попадает в зародышевый мешок и сливается с центральной клеткой зародышевого мешка, от этого слияния образуется клетка с тройным набором наследственной информации, из которой развивается эндосперм питательная ткань или запас питательных веществ,  для зародыша.

(СЛАЙД со слиянием второго спермия с центральным ядром зародышевого мешка).

 И зародыш, и эндосперм входят в состав семени, которое развивается в семязачатке.

Итак, из  зародышевого мешка, который находится в семязачатке, после оплодотворения образуется зародыш и эндосперм семени, а покровы семязачатка превращаются в семенную кожуру. Семязачатки, находятся в завязи пестика, и из стенки завязи развивается околоплодник, так, из цветка после оплодотворения образуются плоды с семенами. (СЛАЙД С ПЕСТИКОМ В РАЗРЕЗЕ, ПОДПИСАНЫ ЧАСТИ - СЕМЯ И ОКОЛОПЛОДНИК).

Ребята, я думаю,  вы обратили внимание, что у цветковых растений в оплодотворении участвуют два спермия, поэтому такое оплодотворение называют двойным. Явление характерное только для цветковых растений – двойное оплодотворение было открыто в 1898 году отечественным учёным Сергеем Гавриловичем Навашиным. (ФОТО).

Деятельность учащихся

Внимательно слушают рассказ учителя. Узнают новый материал. Повторяют ранее изученный.  Зарисовывают пыльцевую трубку в пестике, в ней два спермия. Зарисовывают Пестик в разрезе, подписывают семязачатки, из которых развиваются семена и стенки завязи, из которых развивается околоплодник

Закрепление изученного материала, через организацию учебно-игровой деятельности

Деятельность учителя

Ребята, для того, чтобы лучше запомнить последовательность полового размножения у цветковых растений  предлагаю вам такую игру которая называется, «ЧТО СНАЧАЛА, А ЧТО ПОТОМ». Я предлагаю Вашему вниманию два процесса, а вы должны выстроить события по порядку, назвать  какое событие начальное, а какое последующее.

Внимание! 

ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ

- Образование спермия.

- Образование пыльцевого зерна в тычинке.

Проверьте себя. Надеюсь правильно, Сначала в тычинке образуется пыльцевое зерно, а потом уже в пыльцевом зерне происходит образование спермия.

ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ

-  Формирование зародышевого мешка в завязи пестика.

-  Образование яйцеклетки.

здесь, порядок верный, действительно, сначала в завязи пестика, в семязачатке формируется зародышевый мешок, а затем в нём развивается яйцеклетка, которая находится на входе в зародышевый мешок.

ТРЕТЬЕ

- образование пыльцевой трубки;

- опыление.

Уверена, что вы правильно расположили процессы, Сначала происходит опыление, перенос пыльцевого зерна на рыльце пестика, а затем одна из клеток пыльцевого зерна образует пыльцевую трубку.

ЧЕТВЁРТОЕ ЗАДАНИЕ

- Слияние спермия с яйцеклеткой в зародышевом мешке и последующее образование зиготы.

- Слияние спермия с центральной клеткой зародышевого мешка с последующим образованием эндосперма.

В этом задании всё правильно расставлено по порядку. Сначала первый спермий сливается с яйцеклеткой и образуется зигота, а потом уже второй спермий сливается с центральной клеткой зародышевого мешка и образуется первая клетка эндосперма.

ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ

- Образование плода

- Двойное оплодотворение

Конечно, сначала происходит двойное оплодотворение в зародышевом мешке семязачатка, а потом начинает образовываться плод.

Наша игра помогла Вам закрепить материал сегодняшнего урока.

Деятельность учащихся

Введение нового и закрепление изученного материала, через организацию учебной деятельности сравнения двух процессов с использованием визуального материала (рисунок-схема полового размножения голосеменных растений) и имеющихся представлений о размножении покрытосеменных растений

Деятельность учителя

В начале урока мы с вами вспомнили, что к семенным растениям относятся покрытосеменные и голосеменные. Половое размножение покрытосеменных растений, мы рассмотрели довольно подробно, а вот размножение голосеменных нет. Предлагаю вам посмотреть на рисунок – схему размножения голосеменных растений, и провести сравнение полового размножения покрытосеменных и голосеменных. Что значит сравнить? Сравнить, значит найти сходства и различия. Ребята, найдите, пожалуйста, два сходства и два различия в половом размножении голосеменных и покрытосеменных. Возможно, вы найдёте больше сходств и различий, это приветствуется. Результат своей работы прошу Вас сверить с образцом.

Сравнение полового размножения у голосеменных и покрытосеменных растений

Сходства

Различия

1. Наличие опыления

2. Наличие пыльцы

3. Наличие семязачатков

4. Наличие семян

1. Опыление осуществляется только ветром

2. Репродуктивный орган, т.е. орган полового размножения – шишка
(цветка нет)

3. Нет двойного оплодотворения

Деятельность учащихся

Находят и записывают сходства и различия в процессах полового размножения голосеменных растений и покрытосеменных растений с использованием рисунка-схемы и имеющихся представлений о размножении покрытосеменных. Сверяют свою работу с образцом, предложенным учителем. Самооценка.

Завершение урока

Домашнее задание

Деятельность учителя

Уверена, вы достойны похвалы, потому что справились с заданием, а если не удалось что то, всегда можно рассчитывать на параграф нашего учебника, который поможет Вам устранить пробелы в теме «Половое размножение растений».

Деятельность учащихся

Делятся впечатлениями об уроке. Перечисляют затруднения, возникшие на уроке в ходе самостоятельной работы.

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.