logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цель:

- изучение процессов роста и развития растительного организма;

- развитие навыков проектной и исследовательской деятельности, внимания, аналитического мышления, способности устанавливать причинно – следственные связи;

- закрепление навыков работы с учебником и дополнительными источниками информации;

- поддержка интереса к изучению предмета.

Результаты обучения:

Предметные: учащиеся имеют научные представления о механизмах процессов роста, представления об основных этапах развития растения, об основных характеристиках каждого этапа.

Метапредметные и личностные результаты

1. Личностные УУД

- Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат;

- Ученик способен к волевому усилию;

- У ребенка развита рефлексия;

- У ребенка сформирована учебная мотивация;

- Ребенок умеет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.

2. Регулятивные УУД

- Ученик умеет составлять план действий;

- Ученик осознает того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению;

- Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно;

- Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля;

- У ученика сформирован внутренний план действий;

- Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий.

3. Познавательные УУД

- Ребенок умеет слушать и слышать;

- Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;

- Ученик может структурировать найденную информацию в нужной форме;

- Может создавать устные и письменные высказывания;

- Ребенок умеет выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации;

- Ребенок владеет операциями классификация, умеет устанавливать причинно - следственные связи;

- Ребенок может проанализировать ход и способ действий;

- У ребенка сформированы умения анализа и синтеза;

- Ребенок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию.

4. Коммуникативные УУД

- Ученик умеет договариваться;

- Ученик умеет вступать в диалог;

- Ребенок может сотрудничать с другими людьми;

- Ученик может отслеживать действия партнера;

- Ребенок умеет слушать и слышать;

- Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;

- Ребенок может интегрироваться в группу сверстников.

Тип урока: Урок изучение нового и повторение ранее изученного материала.

Форма урока: комбинированный урок.

Ход урока

Вступительное слово

Деятельность учителя

Настраивает ребят на совместную деятельность…

Заручается их поддержкой…

Деятельность учащихся

Вступают в невербальный контакт с учителем.

Актуализация знаний, через обозначение проблемной ситуации

Деятельность учителя

На сегодняшнем уроке мы разберём такие свойства растений как рост и развитие.

Растения, эта группа организмов названа именно так от СЛОВА.

«РОСТ», потому что растения, в отличие от всех других живых существ, способны расти в течение всей жизни.

(НА СЛАЙДЕ цитата К.А. Тимирязева «Наиболее выдающаяся черта в жизни растения заключается в том, что оно растёт: на это указывает самое название его»).

Деятельность учащихся

Внимательно слушают учителя, высказывают свои предположения, как связано название РАСТЕНИЯ и РОСТ.

Введение нового материала с использованием рассказа учителя, сопровождающегося слайдами, с опорой на имеющиеся знания по предмету

Деятельность учителя

Рассмотрим рост и развитие растения на примере цветковых растений.

Все цветковые растения в процессе роста удлиняются. Удлинение растения связанно с активностью образовательных тканей в зонах роста, расположенных на вершинах побега и корня (Слайд с обозначенными вершинами побега и корня).

Некоторые растения растут в длину с огромной скоростью, так бамбук за сутки вырастает на 1 метр в высоту (Слайд с бамбуком).

Многие покрытосеменные или цветковые растения способны к утолщению. Рост в толщину происходит за счёт образовательной ткани, которая называется камбий, камбий расположен по периметру стебля.

(Слайд со срезанным стволом , на срезе подписан камбий).

некоторые деревья достигают в диаметре 5 или 15 метров, благодаря делению клеток камбия (на слайде баобаб).

Деятельность учащихся

Внимательно слушают рассказ учителя. Узнают новый материал. Повторяют ранее изученный.

Введение нового материала с использованием рассказа учителя, сопровождающегося слайдами, с опорой на имеющиеся знания по предмету. Организация аналитической деятельности с использованием рассказа учителя и материала из текста учебника

Организация экспериментальной работы , для выявления основных условий , необходимых для прорастания семян

Деятельность учителя

Но какими бы объёмными не были растения, источником множества тканей и органов является единственная клетка – зигота.

С зиготы начинается преобразование организма.

Преобразование организма от зарождения до конца его жизни называется индивидуальным развитием (определение, выделенное жирным шрифтом на слайде).

Таким образом, растение не только увеличивается в массе и объёме. Рост обязательно сопровождается развитием, т. е. появлением у растения разнообразных тканей и органов способных выполнять различные функции.

(На слайде РОСТ – увеличение в размерах. Развитие – изменение свойств).

Итак, с ЗИГОТЫ начинается, и рост растения, и именно с зиготы начинается первый Зародышевый период в индивидуальном развитии цветкового растения. Зигота образуется в зародышевом мешке в семязачатке, из неё развивается зародыш семени, зародыш снабжён запасом питательных веществ – эндоспермом. Зародыш и эндосперм покрыты семенной кожурой, формирующейся из покровов семязачатка. Семена цветковых растений защищены околоплодником.

(слайд с плодом в разрезе, подписаны семена).

После созревания семян, плод или только содержащиеся в нём семена отделяются от родительского растения. Начинается важный период в жизни растений – распространение плодов и семян. Распространение плодов и семян может происходить различными способами – с помощью ветра (СЛАЙД одуванчик), с помощью воды (кокосовая пальма) с помощью животных (репейник на шерсти собаки), а некоторые растения обладают саморазбрасыванием (СЛАЙД бешеный огурец).

Когда семена попадут в почву, они должны будут прорасти.

У некоторых растений семена прорастают сразу, как только попадают в почву (сразу прорастают семена тополя, ивы – на слайде).

Большинству же растений семенам необходим период покоя – это такое состояние семени, когда в семени обмен веществ происходит очень медленно и семя не прорастает. У такого растения как лотос период покоя семян может длиться до 300 и более лет (НА СЛАЙДЕ ЛОТОС). Период покоя позволяет семенам приступить к развитию в начале благоприятного сезона, что повышает выживаемость молодых растений.

Перед прорастанием семя должно впитать некоторое количество воды (набухнуть), вода растворяет питательные вещества в эндосперме и растворённые в воде вещества могут усваиваться зародышем (Учитель показывает набухшее семя).

Внешне прорастание семени проявляется в том, что в начале из него выходит зародышевый корешок (учитель демонстрирует семя с проросшим корешком) и закрепляется в почве, а затем выходит стебелёк с листьями (учитель демонстрирует семя с корешком и побегом). Образовавшееся из семени растение называется проростком. С момента образования проростка начинается новый возрастной этап в индивидуальном развитии растения – период молодости - это период активного роста, период молодости перейдёт в период зрелости, зрелое растение будет способно цвести и давать плоды и семена (СЛ Растение с цветками и плодами – фасоль).

Ребята, только что вы слушали небольшую лекцию о росте и развитии растительного организма.

Я предлагаю вам прочитать в учебнике параграф по теме рост и развитие растения и выделить в параграфе тот материал, которого не было в сегодняшней лекции, а также предлагаю Вам определить материал о котором сообщалось в сегодняшней лекции, но нет в параграфе.

(Слайд с обложкой учебника и параграфом)

Надеюсь, ваша аналитическая работа завершилась. Вы можете проверить результаты своей работы.

В параграфе отсутствуют названия периодов индивидуального развития растения (зародышевый период, период молодости, период зрелости)

В лекции отсутствовал материал об условиях, необходимых для прорастания семян, о типах прорастания семян (текст, выделенный жирным шрифтом на слайде)

Ребята, вы и сами можете выяснить, какие условия нужны для прорастания семян. Для этого вам нужно заложить следующий опыт. Возьмите семена одного растения. Одни семена полностью залейте водой, другие семена поместите в ёмкость, где много воздуха и нет воды, третьи семена поместите в ёмкость, где есть влага и воздух. В какой ёмкости семена прорастут? Результаты опыта помогут определить Вам основные условия для прорастания семян (Учитель демонстрирует, как закладывается опыт).

Деятельность учащихся

Внимательно слушают рассказ учителя. Проводят анализ рассказа учителя в сопоставлении с параграфом учебника. Выявляют материал по теме рост и развитие растения, которого нет в параграфе учебника, но есть в лекции учителя и наоборот. Сверяют результат своей работы с образцом, предложенным учителем.

Самооценка.

Закладывают опыт, для выявления условий, необходимых для прорастания семян.

Закрепление изученного материала через выполнение учебного задания

Деятельность учителя

После такой сложной, но очень полезной аналитической работы вам необходимо проверить себя, как усвоен материал сегодняшнего урока по теме: РОСТ и РАЗВИТИЕ растительного организма.

Предлагаю Вам дополнить утверждения

1. Рост растения – это…….(количественное увеличение размеров и массы тела организма) (на слайде проросток и взрослое растение рядом)

2. Индивидуальное развитие – это……. (преобразование организма от зарождения до конца его жизни)

3. Рост растения в длину и толщину обеспечивается…….. (делением и растяжением клеток) (на слайде рисунок с образовательной тканью на вершинах и камбий)

4. Появившись из семени, растение образует………. ( проросток) (На слайде фото проростка)

5. В индивидуальном развитии растения можно выделить такие этапы как,…….. (зародышевый период, период молодости, период зрелости)

(Все три периода иллюстрированы – семя, молодое растение, цветущее и плодоносящее растение)

(Утверждения и ответы появляются на слайде)

Деятельность учащихся

Выполняют задание учителя, дополняют утверждения.

Сверяют свои ответы с образцом, предложенным учителем. Самооценка.

Завершение урока.

Домашнее задание.

Деятельность учителя

Рост и развитие в индивидуальной жизни растений протекают в тесной взаимосвязи между собой и с окружающей средой, на сегодняшнем уроке мы с вами получили научное представление об этих свойствах растений. В качестве домашнего задания предлагаю Вам назвать примеры, влияния человека на рост и развитие растений.

Деятельность учащихся

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.