logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цель:

- получение представления об организме как о саморегулирующейся биосистеме открытого типа;

- внимания, аналитического мышления, способности устанавливать причинно – следственные связи;

- закрепление навыков работы с учебником и дополнительными источниками информации;

- поддержка интереса к изучению предмета.

Результаты обучения:

Предметные: учащиеся имеют представления о компонентах различных организмов и характере взаимодействия между ними, что способствует формированию представлений об организме как о едином целом.

Метапредметные и личностные результаты:

1. Личностные УУД

- Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат;

- Ученик способен к волевому усилию;

- У ребенка развита рефлексия;

- У ребенка сформирована учебная мотивация;

- Ребенок умеет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.

2. Регулятивные УУД

- Ученик осознает того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению;

- Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно;

- Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля;

3. Познавательные УУД

- Ребенок умеет слушать и слышать;

- Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;

- Ученик может структурировать найденную информацию в нужной форме;

- Может создавать устные и письменные высказывания;

- Ребенок умеет выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации;

- Ребенок владеет операциями классификация, умеет устанавливать причинно - следственные связи;

- У ребенка сформированы умения анализа и синтеза;

- Ребенок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию.

4. Коммуникативные УУД

- Ученик умеет договариваться ;

- Ученик умеет вступать в диалог;

- Ребенок может сотрудничать с другими людьми;

- Ребенок умеет решать учебные проблемы, возникающие в ходе парной работы;

- Ученик может отслеживать действия партнера;

- Ребенок умеет слушать и слышать;

- Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;

- Ребенок может интегрироваться в группу сверстников;

Тип урока: Урок изучение нового и повторение ранее изученного материала.

Форма урока: комбинированный урок.

Ход урока

Вступительное слово

Деятельность учителя

Настраивает ребят на совместную деятельность…

Заручается их поддержкой…

Деятельность учащихся

Вступают в невербальный контакт с учителем.

Актуализация знаний, через обозначение проблемной ситуации

Деятельность учителя

По данным науки, впервые живые существа зародились на Земле 3.5 млрд лет назад. С момента возникновения примитивной жизни, благодаря эволюции, появилось большое разнообразие живых форм (СЛ планета).

Бактерии, простейшие животные, водоросли, высшие растения, многоклеточные животные или человек, любое живое существо, возникшее из одного зачатка (зиготы, семени, споры, яйца, укоренённого черенка) является организмом. (СЛАЙДЫ С ПРИМЕРАМИ ОРГАНИЗМОВ).

Отдельные клетки можно размножить в условиях лаборатории, а в естественных условиях, т.е. в природе самостоятельно могут существовать только организмы

организмы - это реальные носители жизни.

Каждый организм представляет собой биосистему открытого типа (НА СЛАЙДЕ: ОРГАНИЗМ – БИОСИСТЕМА ОТКРЫТОГО ТИПА).

давайте разберёмся, почему организм является БИОСИСТЕМОЙ

(живой системой) и почему эта биосистема считается открытой?

Деятельность учащихся

Внимательно слушают рассказ учителя, высказывают свои предположительные ответы на проблемные вопросы.

Повторение ранее изученного материала и введение нового материала с использованием рассказа учителя, сопровождающегося слайдами , с опорой на имеющиеся знания по предмету

Деятельность учителя

Во-первых, давайте разберёмся, почему организм является БИОСИСТЕМОЙ (живой системой).

Любая система – набор компонентов взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Части организма, т.е. его компоненты – это его органы (а если организм одноклеточный – органоиды) Вспомним, какие органы есть в организме человека? Печень, почки, лёгкие, глаза, руки…

А какие органы можно обозначить у растительного организма? Стебель, лист, почка, корень.

ИТАК, компоненты организма как биосистемы, мы назвали – это органы. Как же органы взаимосвязаны между собой в организме? Предлагаю рассмотреть конкретный пример. С помощью органов пищеварительного тракта, таких как рот, глотка, пищевод, желудок и кишечник наш организм поглощает и переваривает пищу. Питательные вещества, через стенки кишечника всасываются в кровь, т.о. оказываются в кровеносной системе. Кровь разносит питательные вещества по всему организму. Так осуществляется питание. (СЛ С ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ И КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМОЙ) Мы видим, что органы пищеварительной системы и кровеносной системы связаны процессом питания. А процесс питания – это один из процессов жизнедеятельности. Соответственно, части организма, т.е. органы взаимосвязаны между собой различными процессами жизнедеятельности: это и питание, и обмен веществ и дыхание, выделение, размножение.

Ребята, мы разобрались, почему организм это биосистема (потому что он состоит из компонентов органов, которые взаимосвязаны процессами жизнедеятельности).

И теперь нам необходимо разобраться, почему организм является биосистемой открытого типа?

Любой организм нуждается в постоянном притоке различных веществ извне. Организмы потребляют питательные вещества, кислород для дыхания, воду, растения потребляют углекислый газ для воздушного питания… (НАСЛАЙДЕ ЧЕЛОВЕК ПЬТ ВОДУ), а также живой организм постоянно выделяет в окружающую среду вещества, так при дыхании организмы выделяют углекислый газ, а при фотосинтезе у растений происходит выделение кислорода (НА СЛАЙДЕ СХЕМА ВЫДЕЛЕНИЕ кислорода при фотосинтезе).

Сделаем вывод: организм открытая система, потому что постоянно обменивается веществами с окружающей средой (НА СЛАЙДЕ ОРГАНИЗМ ОБМЕНИВАЕТСЯ ВЕЩЕСТВАМИ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ).

Деятельность учащихся

Внимательно слушают рассказ учителя. Узнают новый материал, повторяют ранее изученный.

Повторение ранее изученного материала, через организацию рассказа учителя с демонстрацией слайдов

Деятельность учителя

Если организм это система, состоящая из органов, то жизнедеятельность всего организма напрямую зависит от бесперебойной работы его органов.

Органы в организмах объединяются в системы жизнедеятельности.

Одна из систем жизнедеятельности - дыхательная система поставляет кислород в организм и одновременно выводит из него продукты обмена, такие как углекислый газ и пары воды (а у китовой акулы жабры извлекают излишки соли из крови и удаляют лишнюю соль из организма) (НА СЛАЙДЕ _ ЖАБРЫ, ЛЁГКИЕ).

Совокупность органов пищеварения – пищеварительная система, обеспечивает расщепление органических веществ на более простые, которые усваиваются организмом и расходуются для роста и восстановления. (СЛ, ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РЫБЫ ИЛИ ЗЕМНОВОДНОГО).

Транспорт кислорода, углекислого газа, питательных веществ осуществляется кровеносной системой у животных (СЛАЙД), а у растений транспорт веществ происходит благодаря проводящим элементам – сосудам и ситовидным трубкам. (СЛАЙД с поперечным срезом ствола и подписаны сосуды и ситовидные трубки).

Конечные продукты обмена, вредные для организма вещества выводятся из организма с помощью выделительной системы (у позвоночных животных органы выделения – это почки, у беспозвоночных - выделительные трубочки и Мальпигиевы сосуды). (НА СЛАЙДЕ мочевыделительная система любого млекопитающего) организм функционирует нормально, если процессы жизнедеятельности в нём протекают в режиме САМОРЕГУЛЯЦИИ.

У всех организмов существует гуморальное управление процессами жизнедеятельности. (СЛ «гумор» – жидкость в переводе с латинского) гуморальная регуляция происходит через жидкости организма с помощью химических веществ. Чаще всего гуморальная регуляция осуществляется с помощью ГОРМОНОВ, которые вырабатываются железами эндокринной системы (например, гормон ГАСТРИН у человека и других млекопитающих, регулирует пищеварение в желудке) У растений, гормон ЦИТОКИНИН регулирует рост растительного организма.

Ещё раз повторю, что гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности существует у всех организмов, а у многоклеточных животных есть ещё и нервная регуляция. Нервная регуляция осуществляется с помощью нервной системы, которая регулирует деятельность всего организма с помощь нервных импульсов (электрических сигналов) Нервная регуляция, в отличие от гуморальной действует с большой скоростью. (СЛАЙД С НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ).

Ребята, я уверена, что на сегодняшнем уроке вы закрепили своё представление об организме как о единой целостной биосистеме, части которой , органы, не существуют отдельно, а работают согласованно, для того, чтобы существовал весь организм.

Деятельность учащихся

Внимательно слушают рассказ учителя, обобщающий пройденный материал. Самооценка.

Закрепление изученного материала через работу с репродуктивными и конструктивными вопросами

Завершение урока

Деятельность учителя

ДЛЯ закрепления материала сегодняшнего урока предлагаю Вам ответить на следующие вопросы:

1. на примере любого млекопитающего назовите основные структурные компоненты биосистемы «организм»

2. Какие два механизма регуляции существуют у различных организмов?

3. Поясните, почему любое существо, сосна, окунь, лев или подберёзовик, является биосистемой.

Деятельность учащихся

Отвечают на предложенные вопросы, сверяют свои ответы с ответами других учеников в классе или с ответами учителя. Самооценка.

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.