logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цель:

- изучение основных экологических факторов;

- развитие навыков проектной деятельности, внимания, аналитического мышления, способности устанавливать причинно – следственные связи;

- закрепление навыков работы с учебником и дополнительными источниками информации;

- поддержка интереса к изучению предмета.

Результаты обучения:

Предметные: учащиеся имеют знания об основных экологических факторах, умеют различать экологические факторы , приводить примеры к каждой группе экологических факторов. Учащиеся имеют представления о приспособлениях организмов к различным экологическим факторам, представления о законах действия факторов среды на организмы.

Метапредметные и личностные результаты:

1. Личностные УУД

- Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат;

- Ученик способен к волевому усилию;

- У ребенка развита рефлексия;

- У ребенка сформирована учебная мотивация;

- Ребенок умеет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.

2. Регулятивные УУД

- Ученик умеет составлять план действий;

- Ученик осознает того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению;

- Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно;

- Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля;

- У ученика сформирован внутренний план действий;

- Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий.

3. Познавательные УУД

- Ребенок умеет слушать и слышать;

- Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;

- Ученик может структурировать найденную информацию в нужной форме;

- Может создавать устные и письменные высказывания;

- Ребенок умеет выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации;

- Ребенок владеет операциями классификация, умеет устанавливать причинно - следственные связи;

- Ребенок может проанализировать ход и способ действий;

- У ребенка сформированы умения анализа и синтеза;

- Ребенок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию.

4. Коммуникативные УУД

- Ученик умеет договариваться;

- Ученик умеет вступать в диалог;

- Ребенок может сотрудничать с другими людьми;

- Ученик может отслеживать действия партнера;

- Ребенок умеет слушать и слышать;

- Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;

- Ребенок может интегрироваться в группу сверстников.

Тип урока: Урок изучение нового и повторение ранее изученного материала

Форма урока: комбинированный урок.

Ход урока

Вступительное слово

Деятельность учителя

Настраивает ребят на совместную деятельность…

Заручается их поддержкой…

Деятельность учащихся

Вступают в невербальный контакт с учителем.

Актуализация знаний с опорой на опыт учащихся

Деятельность учителя

Изучая курс биологии в школе, мы с вами уже имеем некое научное представление о различных живых организмах. И мы знаем, что организмы не живут изолированно, они связаны со всем, что их окружает. Наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой называется – экология (НА СЛ. ЭКОЛОГИЯ - НАУКА О ВЗАИМООТНОШЕНИИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ).

Деятельность учащихся

Внимательно слушают рассказ учителя, приводит примеры того что окружает организмы.

Введение нового материала с использованием рассказа учителя, сопровождающегося слайдами, с опорой на имеющиеся знания по предмету. Актуализация знаний через постановку проблемных вопросов

Деятельность учителя

Итак, экология изучает компоненты среды, которые воздействуют на организм, их называют экологическими факторами.

экологические факторы подразделяются на три группы (НА СЛАЙДЕ СХЕМА).

1. Факторы неживой природы (эти факторы имеют физико-химическую природу, t, влажность, давление, ветер, химический состав воды) (СЛАЙД С ВЕТРОМ).

2. Факторы живой природы - это прямые и косвенные воздействия самих организмов друг на друга и на среду обитания. Организмы живут в окружении других организмов, испытывают влияние хищников, паразитов, конкурентов (СЛАЙД С ЛЮБЫМ БИОТИЧЕСКИМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ – лиса поймала мышку).

3. Деятельность человека выделяют как особый экологический фактор, потому что в современном мире практически вся живая природа испытывает сильнейшее влияние человеческой деятельности (СЛАЙД С ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕПРИЯТИЕМ).

Множество факторов действуют на живые организмы одновременно.

Рассмотрим более подробно некоторые из них. Начнём с факторов неживой природы.

Безусловно, очень важным фактором для большинства организмов на Земле является СВЕТ (СЛАЙД).

Задумывались ли вы когда – либо, почему растения не распускают листву во время зимней оттепели, или почему не происходит листопад при краткосрочных летних заморозках?

Почему утки улетают на зимовку в тёплые страны, даже тогда, когда тёплая осень затянулось?

Дело в том, что погодные условия обманчивы, а единственно точным сигналом приближения зимы или весны является ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ СВЕТОВОГО ДНЯ.

Растения и животные реагируют на длину светового дня. Так , продолжительность светового дня влияет на сроки брачного периода у животных, на миграции, на переход к зимней спячке у животных или листопаду у растений, а также длина светового дня влияет на сроки цветения и плодоношения. (НА СЛАЙДЕ ОДИН ИЗ ПРИМЕРОВ или несколько).

Следующий фактор неживой природы – влага.

Всем известно, что без воды нет жизни. На нашей планете существуют ареалы обитания, где воды практически нет, но даже на таких территориях обитают живые организмы. Эти живые организмы имеют самые разнообразные приспособления к добыванию воды и её экономному расходованию.

У растений пустыни длинные корни, чтобы добраться до воды (у верблюжьей колючки корни достигают 16 метров) (СЛ).

Листья- иголки кактуса уменьшают испарение воды, а ещё в стебле кактуса хорошо развита водоносная ткань, которая запасает воду (СЛ).

Животные пустыни тоже в процессе эволюции выработали приспособления к дефициту воды.

многие грызуны впадают в состояние спячки, благодаря чему пережидают особо засушливые времена (СЛ).

верблюды могут обходиться без воды несколько дней, при этом они теряют в весе до 100 кг. т.к. вода извлекается организмом из жировых запасов.

У животных пустыни очень эффективно работают органы выделения, которые экономят каждую каплю влаги (СЛ) так продукт выделения змей и ящериц не жидкий, а кашицеобразная мочевая кислота.

Следующий экологический фактор, который мы с вами рассмотри – это температура. Большинство живых организмов не переносят слишком низкую и слишком высокую температуру (СЛАЙД ЛЕДЯНАЯ ПУСТЫНЯ И ПЕСЧАНАЯ ПУСТЫНЯ) Почему?

Потому что при низких температурах вода превращается в лёд и не может выполнять свои функции в клетке, а при высоких температурах происходит испарение воды из организма. Однако, в живой природе существует множество приспособлений для перенесения достаточно низких температур до - 50 С°, и также достаточно высоких температур +40-50 С°.

Ребята, я попрошу вас найти в тексте учебника приспособления организмов для перенесения низких и высоких температур. Эти примеры приспособлений, которые вы нашли в тексте учебника, сообщите, пожалуйста, друг другу. Надеюсь, вы плодотворно поработали в парах. Сверьте свои примеры с предложенным образцом (НА СЛАЙДЕ).

Наличие постоянной температуры тела (теплокровные животные)

Наличие шерстного и перьевого покровов

способность впадать в спячку

способность к перелётам и кочевкам

А у меня к вам такой вопрос: Мороз переносится легче в безветренную погоду или при сильном ветре? (конечно, в безветренную погоду).

А жара? больше ощущается при высокой влажности воздуха или в сухую погоду? (известно, что при высокой влажности жара ощущается больше).

Наверняка вы уже догадались, к какому выводу подводят эти вопросы. Факторы, которые действуют совместно, влияют друг на друга. Одни факторы могут усиливать или смягчать действие других факторов. (НА СЛАЙДЕ – ФАКТОРЫ ДЕЙСТВУЮТ СОВМЕСТНО).

Ни один живой организм не может существовать без других живых организмов.

Зависимости организмов друг от друга чрезвычайно разнообразны.

Предлагаю рассмотреть несколько примеров я вам буду показывать иллюстрацию, а вы будите описывать связь между живыми организмами.

1. иллюстрация с насекомым опылителем (здесь прослеживаются взаимовыгодные связи. Насекомое опыляет растение , а растение обеспечивает насекомое питательным нектаром);

2. иллюстрация с волком с зайцем (на этой иллюстрации прослеживаются взаимоотношения хищника и жертвы. Зайцы являются пищей для волков, а волки регулируют численность зайцев в лесу, при этом волки уничтожают ослабленных и больных животных);

3. иллюстрация с микоризой (взаимовыгодное сожительство, в сожительство вступили грибница шляпочных грибов и корни высших растений. Грибы помогают корням высших растений всасывать влагу из почвы, а растения обеспечивают грибы продуктами фотосинтеза, т.е. органическими веществами).

Настало время рассмотреть воздействие деятельности человека на живые организмы, третью группу экологических факторов.

я порошу вас выполнить следующее задание, воспользуйтесь текстом учебника и найдите пример положительного влияния человека на живую природу… Время для выполнения задания пошло…

Ребята, я не сомневаюсь, что вы старались выполнить моё задание , вы прочитали про загрязнение окружающей среды , эрозию почв, уничтожение лесов, старались найти хоть один пример положительного воздействия деятельности человека на природу, но не нашли, к сожалению деятельность человека чаще всего приводит к экологическим проблемам.

Надежду вселяет то, что современное человечество вооружено научными знаниями. В наше время глобальные экологические угрозы начали осознаваться обществом, поэтому началась перестройка сознания каждого человека и политика нашего государства направлена на обеспечение всеобщей экологической грамотности. Будем надеяться, время экологических угроз подходит к концу.

Деятельность учащихся

Внимательно слушают рассказ учителя, предполагают ответы на проблемные вопросы, высказывают свои предположения.

Находят примеры в тексте учебника, обмениваются найденным материалом друг с другом, сверяют результаты своей работы с образцом представленным учителем. Самооценка.

Закрепление изученного материала, через организацию учебной деятельности

Деятельность учителя

На сегодняшнем уроке мы с вами познакомились с наукой экологией, узнали, что экология изучает различные экологические факторы, которые действуют на организмы и формируют среду обитания.

Настало время закрепить изученный материал.

Я буду называть фактор, а вы должны определить к какой группе относится этот фактор:

1. Человек заболел ангиной (пример воздействия на организм человека факторов живой природы, потому что ангину вызывают бактерии, а бактерии – это живые организмы);

2. После ливневых дождей дождевые черви выползают на поверхность (пример воздействия фактора неживой природы, вода заполняет все пространства в почве, дождевым червям не хватает воздуха, и они выходят на поверхность);

3. Люди вырубают тропические леса, для того чтобы продавать древесину (пример воздействия на организмы деятельности человека, по причине вырубки тропических лесов уничтожается место обитания многих видов живых организмов).

Деятельность учащихся

Выполняют задания учителя, сверяют свои ответы с образцом, представленным учителем. Самооценка

Завершение урока, домашнее задание

Деятельность учителя

Теперь, Вам необходимо привести свои примеры к каждой группе экологических факторов (пример фактора неживой природы, пример фактора живой природы, пример воздействия деятельности человека).

Деятельность учащихся

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.