logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цель урока: сформировать представление обучающихся о природном сообществе, о группах живых организмах и взаимосвязи между ними.

Результаты обучения:

Предметные: у учащихся сформируется представление о понятиях экосистема, цепь питания, сеть питания, живых организмах – производителях, потребителях, разрушителях.

Метапредметные и личностные результаты

Личностные УУД:

- формирование  мотивации к изучению нового материала;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный  выбор, активную позицию.

Регулятивные УУД:

- формирование умений осуществлять самоконтроль;

Познавательные УУД:

- формирование умений осуществлять поиск информации, моделировать различные по структуре природные сообщества, анализировать полученную в ходе урока информацию.

Коммуникативные УУД:

- владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;

- умение выражать свои мысли, формировать умение строить монолог.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Ход урока

Вступительное слово.

Постановка учебной темы.

Деятельность учителя

Ни один организм на Земле не способен к самостоятельному изолированному существованию. За моим окном берёзы, произрастающие рядом. И соседствующие деревья – осина, липа, тополь. На деревьях – насекомые, питающиеся корой и листьями. А в кроне дерева гнездятся птицы, уничтожающие насекомых. На определенной территории совместно проживают различные растения, животные, грибы и микроорганизмы, которые взаимно влияют друг на друга. В любой природной среде, с различными климатическими условиями, существуют природные сообщества взаимосвязанных живых организмах. Об особенностях отношения живых организмов друг с другом и будет посвящен наш урок. Тема: «Природные сообщества».

Деятельность учащихся

Вступают в  невербальный контакт с учителем.

Анализируют, делают предположения.

Введение нового материала.

Природное сообщество. Экосистема.

Деятельность учителя

В природном сообществе живые организмы связаны не только между собой, но и со средой обитания. Такое сообщество называется – экосистемой. Термин «экосистема» в 1935 году предложил А.Тенсли. Экосистема – очень широкое понятие. От капли воды в реке или пня со всеми его обитателями до луга, леса, Мирового океана – всё это можно назвать экосистемой, потому что здесь существуют не только живые организмы, а организмы различные и многообразные, связанные, влияющие и зависимые от условий окружающей среды.

Деятельность учащихся

Слушают учителя, ведут записи в тетради.

Группы организмов в экосистеме.

Деятельность учителя

В любой экосистеме все живые организмы можно разделить на три группы:

- производители;

- потребители;

- разрушители.

Производители – это зелёные растения, она производят ОРГАНИЧЕСКИЕ вещества в процессе фотосинтеза. Часть образованных веществ растения расходует в течение своей жизнедеятельности, часть откладывает про запас.

Потребители – это организмы, которые потребляют органические вещества, произведенные зелёным растениями. Сами органические вещества, богатые питательными веществами, служащие источником энергии, потребители создавать не могут. Они их получают в готовом виде, потребляют, отсюда и название – потребители. К потребителям относят растительноядных, всеядных и хищных животных.

И третья группа живых организмов в экосистеме – разрушители. К ним относятся многочисленные микроскопические бактерии, грибы, а также почвенные черви, жуки-могильщики и некоторые другие животные. Они питаются мертвыми растительными и животными останками. В результате их деятельности органические вещества превращаются в минеральные, возвращаются в почву. Эти минеральные вещества могут вновь усваиваться растениями.

Так происходит круговорот веществ.

Деятельность учащихся

Слушают учителя, ведут записи в тетради.

Взаимосвязи организмов в экосистеме.

Деятельность учителя

В экосистеме между этими организмами устанавливаются пищевые связи – цепи питания.

Обычно они состоят из 3- 5 звеньев.

Начинается пищевая цепь всегда с производителей, т.е. с зелёных растений.

Второе звено цепи – травоядные организмы, затем хищники.

Например, лист яблони         гусеница        синица.

Назовите организмы, которые могут быть вместо пропусков в пищевых цепях?

Древесина        …?......          дятел.

Семена           ……?.....         гадюка             аист.

Трава          кузнечик  ……?......         уж           ……?.

Деятельность учащихся

Слушают учителя, ведут записи схем в тетради.

Пищевые цепи.

Деятельность учителя

Ребята, обратите внимание, что в пищевой цепи каждый организм служит пищей предыдущему. Однако, лист растения могут есть и гусеницы и слизень, а гусеница может стать пищей для жука, так и лакомством для птицы, которая кстати говоря, может съесть и самого жука. Поэтому в природных сообществах складываются не пищевые цепи, а пищевые сети.

Анимированная схема.

Деятельность учащихся

Осмысляют, принимают углубление материала.

Закрепление материала

Деятельность учителя

Производители

Потребители

Разрушители

Определите в группу

Мышь полёвка, снежный барс, семена кедра, лягушка, паук-серебрянка, подосиновик, почки берёзы, дождевой червь, клевер, пшеница, полярная сова.

Деятельность учащихся

Строят предположения, решают, ведут самопроверку, осуществляют самооценку.

Рефлексия. Домашнее задание.

Деятельность учителя

Подумайте, что произойдет, если нарушить одно из звеньев цепи питания?

Ваше домашнее задание – описать и составить цепь питания в двух природных сообществах на ваш выбор. Это может быть – болото или альпийский луг, широколиственный лес или тайга, степь и пустыня, река, море или океан.

Деятельность учащихся

Ведут запись домашнего задания.

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.