logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цель: Систематизировать и расширить знания обучающихся о зрительном анализаторе, сформулировать основные правила гигиены зрения, обратив особое внимание на профилактику распространённых заболеваний глаз, сформировать ценностное отношение к своему здоровью.

Задачи:

Образовательные:

расширить знания о зрительном анализаторе;

научить обучающихся правилам гигиены зрения;

формировать  стремление соблюдать меры профилактики глазных заболеваний;

продолжить формировать основные биологические понятия

Развивающие:

развивать умение логически мыслить: анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы;

оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;

работать с текстом;

слушать и делать краткие записи в тетради.

Воспитательные:

воспитывать позитивное отношение и стремление к здоровому образу жизни;

чувство ответственности не только за своё здоровье, но и здоровье окружающих;

воспитывать чувство ответственности, сопереживания и доброты.

Оборудование: таблица «Зрительный анализатор», модель глаза, компьютер, мультимедийный проектор, видеофильм, презентация.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: с применением средств мультимедиа.

Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.

По степени взаимодействия учителя и ученика: изложение, беседа, самостоятельная работа.

По характеру познавательной деятельности: частично – поисковый.

По принципу расчленения и соединения знаний: аналитический, классификационный.

Основные понятия: глазные инфекции, конъюнктива, конъюнктивит, близорукость, дальнозоркость, дальтонизм, бельмо, катаракта, диоптрия

Планируемые результаты:

Обучающиеся научатся распознавать наиболее распространённые глазные заболевания;

Узнают правила гигиены глаз;

Овладеют навыками оказания первой помощи при травмах глаз;

Закрепят навыки исследовательской работы;

Научатся находить, анализировать, применять полученную информацию и делать выводы;

Закрепят навыки работы с компьютером и Интернет – ресурсами.

Технологии:

Проблемного обучения;

Проектно – исследовательской работы

Здоровьесберегающие;

Личностно – ориентированного обучения;

ИКТ.

План урока:

Организационный момент.

Мотивация учебного процесса.

Изучение нового материала.

Закрепление полученных знаний.

Домашнее задание.

Рефлексия.

Ход урока

Организация начала урока.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой на урок.

Ребята, отгадайте загадку: чем из того, что тебе принадлежит, ты можешь поделиться с другими людьми, не отдавая этого? (улыбкой) Давайте и мы улыбнёмся друг другу. Посмотрите, как светло и весело стало от ваших улыбок. Как засияли ваши глаза. Поднялось настроение.

А сейчас я предлагаю выполнить два небольших упражнения, чтобы подготовить вас к уроку и чтобы заработали все ваши органы.

Упражнение 1. «Великан». Представьте, что позади вас стоит великан и тянет вас за волосы немного вверх и чуть – чуть назад. Вот такое положение постарайтесь сохранить в течение всего урока.

Упражнение 2. «Разбуди свои органы». Ушные раковины имеют активные точки, связанные со всеми органами. Разотрём ушные раковины большим и указательным пальцем до ощущения теплоты.

II. Повторение ранее изученного материала.

Фронтальная беседа.

Какую тему мы изучаем? (Анализаторы. Органы чувств.)

Что такое анализатор? (Это система, состоящие из рецепторов, проводящих путей и особой зоны в коре больших полушарий)

Какие части имеет анализатор? (1 звено – периферическое, 2 звено – проводниковое, 3 звено – центрально – обрабатывающее)

Какие анализаторы вы знаете? (Зрительный, слуховой, обоняния, вкуса, осязания, кожно - мышечный)

Какой анализатор мы изучали на предыдущем уроке? (Зрительный)

Назвать и показать части зрительного анализатора. (1 звено - глаз, в котором находятся рецепторы, 2 звено - зрительный нерв, 3 звено - зрительная зона в коре больших полушарий)

Какое строение имеет глаз, нам напомнит…..

Стихотворение

Орган зрения – это глаз

В нём три оболочки

Та, что белая снаружи

Назовём белочной.

Та прозрачна впереди –

Со стеклом сравниться

Эту часть её зовём

Просто роговица.

Слой второй – в нём есть сосуды

Впереди он радужка

В ней отверстие зрачок

И пигменты разные.

За зрачком у нас хрусталик

Он меняет кривизну

И поэтому мы видим

И вблизи, и за версту.

Свет легко в глаз проникает

Всё в округе видно мне

Ведь в глазном есть яблоке

Тело стекловидное.

В глубине лежит сетчатка

Этот слой необходим

Коль рецепторы в порядке

То нормально мы глядим.

А сейчас проведём проверочную работу, с помощью которой узнаем, как вы усвоили и запомнили материал о строении глаза и функциях его частей. (на столах заранее розданы карточки с заданиями)

Задание 1: Какие части глаза обозначены под цифрами.

Слайд 2. Задание 2: Установите соответствие между названием части глаза и выполняемой функцией.

 Части глаза:                                             Функции:

Сосудистая оболочка                              А. Защитная

Сетчатка                                                Б. Питание глаза

Хрусталик                                              В. Восприятие света

Склера                                                   Г. Проведение информации

Зрительный нерв                                    Д. Преломление света

1

2

3

4

5

 

III. Изучение нового материала.

Мотивация. Закройте глаза и запишите в тетрадях число. Вы не можете, потому что попали в царство темноты. Как сложно стало ориентироваться.

Вызвать ученика, попросить закрыть глаза, подать в руки игрушку и попросить определить предмет, который он держит в руках. Ученик затрудняется.

А сейчас догадайтесь, о чём у нас на уроке пойдёт разговор, какова тема нашего урока?

Слайд 3. Тема урока: Болезни глаза. Гигиена зрения. (записывается в тетради)

Слайд 4. Цель урока: Сформировать представление о глазных заболеваниях, травмах, их причинах и профилактике; научить  обосновывать правила гигиены зрения; продолжить формировать привычку ведения ЗОЖ.

Слайд 5. Я предлагаю девизом нашего урока взять слова американской писательницы Елены Келлер: «Пользуйтесь глазами! Живите каждый день так, как будто можете ослепнуть. И вы откроете чудесный мир, который никогда не видели!». Эти слова мог сказать человек, который сам пережил большое горе. Елена Келлер в раннем детстве переболела скарлатиной и лишилась зрения и слуха. Но, не смотря на большие трудности, она получила высшее образование и стала известной писательницей.

Слайд 6. Темп современной жизни таков, что каждый день мы получаем огромное количество информации, и прежде всего благодаря органам зрения, не задумываясь о том, как среда, в которой мы находимся, живем, влияет на наши глаза. Сегодня в мире, по данным ВОЗ, 45 млн. слепых и 135 млн. людей с серьёзными дефектами зрения. В России более 12 млн. страдают болезнями глаз, свыше110 тыс. относятся к слепым и слабовидящим.

Слайд 7. 1. Причины заболеваний глаз.

Ребята, назовите причины заболеваний глаз. (об-ся называют причины)

Слайд 8. Причины заболеваний глаз самые разные. Это могут быть экологические факторы, как температура, влажность, ветер, загрязнения окружающей среды.

Слайд 9. Это могут быть условия жизни, в которых мы живём: недостаточное освещение, наличие пыли и микроорганизмов в помещении, длительное пребывание за компьютером, чрезмерное использование мобильного телефона, просмотр телевизора.

Слайд 10. Длительная зрительная нагрузка в школе, неполноценное питание, никотин и алкоголь, травмы и ушибы.

Всё эти причины приводят к ослаблению зрения и развитию ряда заболеваний. Поэтому вопросы, связанные с сохранением зрения, предупреждением развития глазных болезней, сегодня актуальны как никогда.

Прежде всего, мы ознакомимся с двумя чаще встречающимися заболеваниями глаз: близорукость и дальнозоркость.

Слайд 11. 2. Сообщение ученицы «Близорукость и дальнозоркость». (презентация)

Слайд 12. Близорукость – это нарушение зрения, при котором человек хорошо видит предметы, расположенные вблизи, а удалённые плохо.

Слайд 13.  Близорукость или миопия весьма распространена. Близорукостью страдает каждый третий человек на Земле. В России – 30% людей близоруки, она встречается у каждого шестого школьника. У нас в школе близоруки 8% учеников. Она бывает как врождённая, унаследованная от родителей, так и приобретённая. При попытке рассмотреть удалённые предметы близорукие люди нередко прищуривают глаза. Кстати, миопия в переводе с греческого – щурящий глаз.

Слайд 14.  Это может быть связано с удлинённой формой глазного яблока, увеличением кривизны хрусталика, а чаще всего из - за напряжения глазных мышц при длительной работе вблизи. Рассматриваемый предмет фокусируется не на сетчатке, а перед сетчаткой и оказывается нечётким.  При близорукости назначают очки с двояковогнутыми стёклами.

Слайд 15. Состояние зрения, когда лучше видны предметы на удалённом расстоянии, нежели вблизи называется дальнозоркостью.

Слайд 16. У дальнозоркого человека укорочено глазное яблоко или уменьшена кривизна хрусталика, и изображение фокусируется за сетчаткой и становится нечётким. Данный дефект устраняется путём ношения очков с двояковыпуклыми линзами.

Слайд 17. С годами развивается возрастная дальнозоркость – пресбиопия (обычно после 40 лет). Человеку становится сложно различать мелкие предметы, читать. Это происходит из – за того, что хрусталик глаза со временем становится более плотным и менее эластичным. В нашей школе среди детей нет заболевания дальнозоркости, а из 10 учителей 6 имеют возрастную пресбиопию.

Почему взрослые часто вас предупреждают: «Не три глаза грязными руками! Есть носовой платок»? (ответы обучающихся) Чтобы точнее ответить на этот вопрос прочитайте в §50 пункт «Предупреждение глазных инфекций».

Слайд 18. 3. Коньюнктивит.

Побеседуем ещё об одном заболевании глаз – коньюнктивит.  Что такое конъюнктива? Какова её роль? Что такое конъюнктивит? Каковы признаки конъюнктивита? Каковы причины конъюнктивита?  Больных конъюнктивитом изолируют и лечат специальными каплями.

Как хорошо, что мы живём в цветном мире. Цвет окружает и сопровождает нас повсюду. Природа очень богата разнообразными красками и это делает нашу жизнь радостной. Давайте представим на миг мир чёрно – белым. Какова была бы тогда наша жизнь? Скучной, однообразной, монотонной, безрадостной. Цвет – «витамин души», «ласка красоты». Значение цвета для нас огромно, но мы не всегда осознаём это. О нарушении цветовосприятия нам расскажет…..

Слайд 19. Сообщение ученика «Дальтонизм». (презентация)

Впервые дефект зрения, связанный с нарушением цветовосприятия, был описан английским учёным Джоном Дальтоном в 1794 году. Таким недостатком цветового зрения обладал сам учёный, поэтому заболевание стали называть дальтонизмом. Слайд 20. При дальтонизме люди не различают цвета, в основном, красный и зелёный (оба цвета воспринимаются как серый).

Слайд 21. Дефект цветового зрения впервые привлёк к себе внимание общественности в 1875 году, когда в Швеции произошло крушение поезда, повлекшее большие жертвы. Оказалось, что машинист не различал красный цвет. После этого случая проверка на цветовое зрение стала обязательной для водителей всех видов транспорта. Причиной дальтонизма являются изменения в половой X – хромосоме, но могут быть возрастные изменения и травмы глаза. Дальтонизм в 20 раз чаще проявляется у мужчин: им страдают 8% мужчин и только 0,5% женщин. При таком заболевании цветовосприятие корректируют с помощью специальных очков.

Слайд 22. Я предлагаю пройти тест на цветовосприятие.

Заболеваний глаз много и мы не сможем подробно рассмотреть их. А вот коротко в ознакомительном плане ещё о некоторых заболеваниях нам расскажет…..

Сообщение ученицы «Глазные болезни» (презентация)

Слайд 23. Катаракта – помутнение хрусталика, чаще проявляется у лиц старше 55 лет. Причинами могут быть: нарушение обмена веществ, травмы, отравления ядовитыми веществами, радиоактивное облучение. Больному катарактой выписывают специальные очки или заменяют хрусталик на искусственный.

Слайд 24. Бельмо – помутнение роговицы, которая теряет возможность пропускать свет. К этому может привести: ушибы, ранения, ожоги. Лечится бельмо хирургическим путём.

Слад 25. Глаукома – это заболевание, связанное с повышением внутриглазного давления. Чаще проявляется у людей пожилого возраста. Приводит к снижению зрения и даже слепоте. Лечение может включать использование глазных капель, лазер, микрохирургия.

Слайд 26. Косоглазие – это отклонение одного или обоих глаз от центральной оси. Причинами косоглазия могут быть: травмы, стрессы, заболевания ЦНС, инфекции, испуг, неправильное развитие глазодвигательных мышц. Лечение состоит в подборе очков, лазером, тренировка глазодвигательных мышц, хирургическое лечение.

На уроках технологии, физики, химии, биологии, на экскурсиях, субботниках, каникулах мы всегда проводим с вами инструктажи по ТБ, предупреждаем: будьте осторожны, не нанесите себе травмы. Но, увы и ах несчастные случаи бывают. Прочитайте в §... пункт «Травмы глаза». I ряд – Какие травмы глаза бывают и их причины. II ряд – Первая помощь при травмах. (обсуждение)

IV.Физкультминутка.

Так как же сохранить зрение? Послушайте советы русского писателя Григория Остера и понравятся ли они вам?   

                             

Стихотворение (читает ученик)

        Если умным, как «ботаник», захотелось тебе стать,

        То советую, дружище, книжек вовсе не читать!

        У компьютера часами день и ночь сиди, сиди!

        На экране монитора ничего не пропусти!

        А потом бегом, вприпрыжку, к телевизору лети,

        И в экран его холодный, не дыша, смотри, смотри!

        Ну а если все ж за книгой вдруг потянется рука,

        Ты читай ее в потемках! Напрягай свои глаза!

        И тогда уже конкретно скажут все: «Смотрите, ах!

        Этот мальчик, видно, умный, ходит он уже в очках!»

Ну, что? Понравились вам такие советы? А какие бы вы дали советы по сохранению зрения? (мнения учеников)

Я попросила…..поработать с Интернетом и составить памятку по сохранению зрения.

Сообщение ученицы «Правила сохранения зрения» (презентация)

Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.

Следи, чтобы книга и тетрадь были на расстоянии 30-35 см. от глаз.

Книгу при чтении лучше ставить на наклонную подставку.

При письме свет должен падать слева.

Не читай лёжа или в движущемся транспорте.

Если долго читаешь, пишешь, через каждые 30 минут давай глазам отдохнуть.

Никогда не три глаза грязными руками. Пользуйся чистым носовым платком.

Не смотри долго телевизор.

Работать за компьютером не более 1,5-2 часа в день.

Делай гимнастику для глаз.

Не стесняйся носить очки, если их выписал врач.

Употреблять в пищу растительные продукты, содержащие витамины А, Е, С.

Цветовой фон рабочей комнаты и рабочего места должен быть спокойным (зелёного или жёлтого цвета).

V. Выводы по уроку.

Слайд 30. VI. Рефлексия.

Было ли тебе интересно на уроке?

 Весь ли материал урока тебе понятен?

 Считаешь ли ты данный урок полезным для себя?

 Выполнил ли ты цель, поставленную в начале урока?

 Будешь ли ты беречь свои глаза?

VII. Домашнее задание.

1.§50

2. Заполните таблицу

Заболевание глаз

Причины

Признаки

Меры профилактики

3. Сообщения: «Зачем человеку нужен нос?», «Цвет глаз и  характер» (по желанию)

Слайд 32. VIII. Закрепление изученного материала.

Биологическая задача: Почему по нормам санпина школьная мебель должна быть жёлтого или светло – зелёного цвета? (Жёлтый и зелёный цвета стимулируют зрение и нервную систему, снимают умственное утомление)

Народная мудрость гласит: «В доме, где едят чернику да землянику, врачу делать нечего». (Эти ягоды улучшают зрение. Но для поддержания здоровья глаз полезно включать в свой рацион продукты, богатые витаминами А, Е и С. Люди страдающие заболеваниями глаз, должны знать: все красно – оранжевые овощи и фрукты (морковь, перец, помидоры, апельсины, лимоны, мандарины) способствуют улучшению кровоснабжения глаз)

Послушайте отрывок из  сказки «Самое большое богатство» и постарайтесь уловить её главную мысль.

Один юноша всё время жаловался на свою бедность:

- Как было бы хорошо, если бы у меня было большое богатство. Какой я бедный, у меня ничего нет!

 Однажды старый каменотёс услышал эти слова юноши и спросил:

- Чего ты жалуешься? Ведь ты владеешь большим богатством.

- Я владею большим богатством? - удивился юноша, - Где же оно?

- Твои глаза. Что бы ты хотел получить за свои глаза? Много золота?

- Что ты! – в испуге ответил юноша, - Глаза я не отдам ни за какое золото!

- Хорошо, - сказал каменотёс, - Тогда дай отрубить себе руки, и за них ты получишь большие сокровища.

- Нет! Ни за какие сокровища я не отдам своих рук! – вскричал юноша.

- Теперь ты видишь, что ты очень богат, - сказал старый каменотёс, - Так чего же ты жалуешься?

Самое большое богатство человека – это здоровье, и его нельзя купить ни за какие деньги. Ребята, я вам тоже желаю крепкого здоровья.

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.