logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели урока:    

1.  Познакомить учащихся с отделом папоротниковидные, представителем папоротники.

2. Развивать умения показывать органы папоротника на таблицах и рисунках.

3. Воспитывать экологическую роль папоротников в природе и жизни человека.

 

Ход урока

 

КАРТОЧКИ НАСТРОЕНИЯ

1-я станция «Организационный этап»(подготовка класса к уроку).

2-я станция «Повторительно-обобщающий этап»

- Что такое гаметофит?

- Что такое спорофит?

- Какие группы растений вы знаете?

 - Где обитают хвощи и плауны?

- Чем отличаются высшие растения от низших?

- Какие растения называют споровыми?

- Какие споровые растения мы изучили?

3-я станция  «Опережающее задание»

Что вы знаете о папоротниках?

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по

выполнению заданий

УЭ-0

Цель урока:   

1.  Познакомиться с отделом папоротниковидные, представителем папоротники.

2. Уметь показывать органы папоротника на таблицах и рисунках.

3. Выявить экологическую роль папоротников в природе и жизни человека.

Внимательно прочитай

цель урока.

УЭ-1 

Цель: изучить происхождение папоротников и ответить на вопросы:

от кого произошли папоротники?

Ответьте на вопросы? Используя учебник стр.61

в какое время они занимали господствующее положение?

где встречаются папоротники сейчас?

каких размеров достигают папоротники?

УЭ-2

Ответьте устно на вопросы:

Назовите жизненные циклы папоротника?

Какая фаза цикла преобладает?

Какую фазу папоротника мы называем папоротником?

Назовите какие ткани наиболее развиты у папоротника?

Что развивается из почек корневища?

Перечислите функции листьев?

Покажите на таблице основные органы папоротника?

ИСПОЛЬЗУЯ СТАТЬЮ СТРОЕНИЕ ПАПОРОТНИКА «строение папоротника» стр. 61 изучите строение папоротника.

Слайд «строение папоротника».

Вайи – листья папоротников.

Название «вайи» происходит от греческого слова baion, что

означает «пальмовая ветвь». Они могут раздельно выполнять вегетативную (фотосинтезирующую) и генеративную (спороносящую) функции, но могут и совмещать эти функции на одном листе.

УЭ-3

Цель:

- расширить и систематизировать знания о формах размножения организмов;

Где развиваются спорангии у папоротника?

Что формируется из споры?

Что такое заросток?

Что на нём формируется?

Наличие чего необходимо для оплодотворения?

Что такое микроспора?

Что такое мегаспора?

Какие папоротники называются разноспоровыми?

Чем размножаются папоротники при вегетативном размножении?

 10.Взрослое растение    -   Спора  - Заросток    

Сперматозоид - Яйцеклетка  -   Зигота  -  Молодое      

                                                                          растение

Используя статью «размножение папоротника» стр. 62

и рис. стр. 63 ответьте на

 вопросы?

УЭ-4

Цель: выявить экологическую роль папоротников в природе и жизни человека

Где используют папоротники?-1 ряд

Найдите какие формы папоротников бывают?-2ряд

Где распространены папоротники?- 3 ряд

Используя статью «Значение папоротника» ответьте на

 вопросы? стр.63-64

УЭ-5

ВЗАИМОПРОВЕРКА: см готовые работы

Оцени ответ соседа, поставь  оценку

УЭ-6

Еще раз прочитай цель урока.

Обсуди результаты работы по модулю.

Проверь правильность заполнения таблицы.

Запиши домашнее задание.

       

Вопросы для закрепления:

- какие вегетативные органы имеют папоротникообразные растения?

- почему папоротникообразные называют высшими споровыми растениями?

- как размножаются папоротники?

- где созревают споры у папоротникообразных растений?

- что называют спорофитом, а что гаметофитом?

- где созревают половые клетки – гаметы?

- какое условие необходимо для процесса оплодотворения?

Учитель: А теперь ответим на главный вопрос, который мы поставили в начале урока:

- правда ли, что в ночь на Ивана Купалу можно найти с помощью цветка папоротника несметный клад?

- можно ли отыскать огненный цветок папоротника?

Сравнительная характеристика мха и папоротника

Признак

  Мох

Папоротник

1.Наличие:         стебля

                  листьев

               корня

2. Внешнее строение листа

      

Вывод: Папоротники относятся к … растениям, т.к. имеют …,,.

Папоротники в отличие ото мхов, более сложные организмы, т.к. имеют ………

 

Рассказ учителя:  Много легенд сложено о «цветке папоротника». Растение это казалось загадочным, потому что никто никогда не видел его цветков. А раз их так трудно найти, думали люди, значит им ,наверняка, присущи какие-то чудесные свойства.

На Руси бытовало предание, что цветет папоротник огненным цветком, который распускается в глухую ночь, под удары грома и при сверкании молнии. До принятия христианства папоротник был посвящен богу грозы Перуну и звался перуновым огнецветом, жар-цветком, светицветом. Считалось, что кому удастся сорвать этот цветок – тому откроются все клады, он услышит голоса деревьев и трав. Потому как этот цветок – не что иное, как волшебная разрыв – трава. Но цветок охраняет нечистая сила и добыть его крайне трудно.

В ночь накануне дня Ивана Купалы (ночь на 7 июля по новому стилю) молодежь устраивала гулянья с песнями, хороводами, поисками в лесу чудесного цветка папоротника (считалось, что цветок папоротника можно найти только раз в году именно в эту ночь). Бытовало поверье, что в это время деревья разговаривают друг с другом и даже переходят с места на место. Любая трава становится целебной, поэтому и называли Ивана Купалу «травником»; собирали накануне травы – целебные и чародейные. Но самое главное волшебство – огненный цветок папоротника. Счастливцу, сумевшему найти этот цветок, откроется несметный клад – он станет сильным и всемогущим.

- Какое значение в жизни растений имеет видоизмененный побег – корневище?

Вайи – листья папоротников. Название «вайи» происходит от греческого слова baion, что означает «пальмовая ветвь». Они могут раздельно выполнять вегетативную (фотосинтезирующую) и генеративную (спороносящую) функции, но могут и совмещать эти функции на одном листе.

У папоротникообразных в отличие от моховидных, имеются развитые ткани:   

- покровная;

- механическая;

 - проводящая.

- Какую функцию выполняет покровная ткань?

- Какую функцию выполняет механическая ткань?

- Как происходит размножение папоротника?

- Где созревают споры?

- Что называют спорофитом?

Спорофит – это бесполое поколение растения, на котором созревают споры в особых органах – спорангиях.

- что развивается из споры?

Гаметофит – это половое поколение растения, на котором формируются половые клетки – гаметы.

- какие бывают гаметы?

Антеридии – мужские половые органы растения, в которых развиваются сперматозоиды.

Архегонии – женские половые органы растения, в которых созревают яйцеклетки.

- какое условие необходимо для процесса оплодотворения?

- что образуется в результате оплодотворения?

- что развивается из зиготы?

Вывод: Размножение папоротникообразных  осуществляется половым и бесполым способами с использованием спор. Гаметофит – маленькая пластинка - заросток, а спорофит – зеленое многолетнее растение, имеющее корень, стебель и листья.

4-я станция «Экологическая»

 Современные папоротникообразные -  представители очень древних растений. Их часто называют живыми ископаемыми. Все они нуждаются в охране.

1)  просмотр видеофильма «Древние папоротникообразные».

2) выступление специалиста – эколога (сообщение учащегося) о далеком историческом прошлом древовидных папоротникообразных, которые создали залежи полезного ископаемого – каменного угля; о роли папоротникообразных в природе:

5-я станция «Промышленная»

Учащимся предлагается самим рассказать о значении каменного угля, используя коллекцию «Каменный уголь и продукты его переработки».

Из каменного угля человек производит:

- анилиновые краски;

- лаки;

- асфальт;

- смазочные масла;

- пластмассы;

- смолы;

- топливо;

- взрывчатые вещества и др.

 Сообщения учащихся о значении папоротникообразных в жизни человека.

- употребление в пищу (молодые листья папоротников и побегов хвоща полевого);

- медицинское значение (в корневище щитовника мужского содержится комплекс веществ, обладающих антигельминтным действием, вызывающим гибель паразитических червей; споры плауна булавовидного применяют как детскую присыпку; среди папоротникообразных встречаются крайне ядовитые растения;

- корневища некоторых папоротников используют как мыло;

- листья и побеги папоротникообразных используют в декоративных целях, для украшения букетов, поэтому их культивируют в теплицах и в открытом грунте;

- водные папоротники рода «азолла» в тропической Азии служат удобрением рисовых полей;

- антисептическая активность листьев папоротников используется в качестве оберточного материала для хранения овощей и фруктов (ингибирует гниение);

- применение в парфюмерной промышленности (листья папоротников имеют запахи: лимона, спелых яблок, горчицы, грузинской розы).

6-я станция «Итоговая»

Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте обобщим полученные знания.

Беседа с учащимися

Вопросы для закрепления:

- какие отделы растений различают в группе папоротникообразных?

- какие вегетативные органы имеют папоротникообразные растения?

- почему папоротникообразные называют высшими споровыми растениями?

- как размножаются папоротники?

- где созревают споры у папоротникообразных растений?

- что называют спорофитом, а что гаметофитом?

- где созревают половые клетки – гаметы?

- какое условие необходимо для процесса оплодотворения?

1.Женские половые органы -  АРХЕГОНИИ ()

2.Мужские половые органы – АНТЕРИДИИ ()

3.Развиваются подвижные мелкие мелкожгутиковые спераматозоиды (n)

4.Развиваются неподвижные крупные яйцеклетки (n)

5.Сперматозоиды по воде подплывают к архегониям, происходит оплодотворение:

- сперматозоид (n) сливается с яйцеклеткой (n)

6.Образуется зигота (2n)

7.Развивается многолетнее листостебельное растение с корневищем – СПОРОФИТ (2n)

8.Развивается молодой спорофит (2n), первое время существующий за счет заростка (гаметофита)

Приложение 1

Вариант 1

1. Папоротники — это:

а)    только травянистые растения;

б)    только кустарники;

в)    травянистые и древовидные растения;

г)    кустарники и травы.

2. Хлорофилл в листьях папоротника находится:

а)    в хроматофорах;

б)    в хлоропластах;

в)    рассеян по цитоплазме клеток;

г)    в спорангиях.

3.    Спорофит папоротника это:

а)    предросток;

б)    заросток;

в)    взрослое зеленое растение;

г)    спорангий.

4.    Из споры папоротника вырастает:

а)    заросток;

б)    спорангий;

в)    взрослое растение;

г)    зигота.

5.    Оплодотворение у папоротников происходит:
а)   на листьях;

б)   в спорангиях;

в)    в цветках;

г)    на заростке.

 

Вариант 2

1. Только у высших споровых растений присутствуют:

а)    ядра клеток;

б)    хроматофоры;

в)    цитоплазма;

г)    хлоропласты.

2.    Из зиготы у папоротников развивается:

а)    гаметофит;

б)    спорофит;

в)    коробочка со спорами;

г)    заросток.

3.    Спорангии у папоротника орляка расположены на:

а)    спороносном колоске;

б)    корневище;

в)    верхней стороне листьев;

г)    нижней стороне листьев.

4*. Папоротники считают наиболее высокоорганизованными споро­выми растениями потому, что:

а)    они размножаются спорами;

б)    у них есть проводящие сосуды стебля;

в)    они способны к фотосинтезу;

г) для них характерен половой процесс

5.    О древности папоротников судят по:

а)    размножению спорами;

б)    отпечаткам их листьев в каменноугольных пластах;

в)    существованию травянистых и древовидных форм;

г)    наличию полового процесса.

Заполните пропуски в тексте:

 Папоротники – высшие растения, потому что они имеют ……………………….

Т. к. папоротники размножаются …………………………….. , то они относятся к ……………………… растениям. Спорофитом у папоротника    является…………………………………………………………………………………………… Гаметофитом -………………………………………………………..,  образующийся из споры. Лист папоротника выполняет функции ………………и ………………  Спорангии расположены на нижней стороне листа, чтобы ………

Тенью легкой и неслышной
Я замедлил у пути,
Там где папоротник пышный
Должен будет расцвести.

Сон придет. Цветок волшебный,
Что блестит однажды в год,
Златоцветный и целебный,
На мгновенье расцветет.

Размножение папоротников

Зеленый папоротника лист
Что-то не совсем он чист.
На нижней стороне листа
Точки темные неспроста.
Спорангии их называют,
Мелкие споры в них созревают.
И за споры, что зреют на нем
Мы спорофитом его зовем.
Споры созрели, на землю упали,
Но ведь совсем-то они не пропали.
Споры на почве вдруг проросли –
Заростками мелкими стали они.
А на заростках – вы посмотрите –
Есть архегонии и антеридии.
В них половые клетки гаметы
Сперматозоиды и яйцеклетки.
Сперматозоид в воде подплывет –
И оплодотворение произойдет.
А после этого будет зигота
(Очень все это запомнить охота).
Так вот мельчайший зеленый заросток
И превращается в новый проросток.
То, что есть на заростке гаметы,
Всё очень чётко запомним это.
Спросят – ответим ночью и днем,
Гаметофитом заросток зовём.

Лист самооценки «Моя работа в группе»

Ф. И.

       Критерии оценки:

       2-совсем отсутствует

       3-иногда присутствует

       4-часто присутствует

       5-всегда присутствует

Я развиваю идеи других членов группы – баллов

Я активно участвую в обсуждении – баллов

Я предлагаю ценные для группы идеи – баллов

Я слушаю внимательно, уточняю, обобщаю – баллов

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.