logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цель: повторить и обобщить знания об опорно-двигательной системе, навыки оказания первой доврачебной помощи при повреждении скелета, знания о гигиене опорно-двигательной системы.

Задачи:
• повторить и проверить знания о строении и значении опорно-двигательной системы человека, об основных критериях правильной осанки тела, умения оказания первой доврачебной помощи при нарушениях опорно-двигательной системы;
• развивать аналитико-синтетическую деятельность через работу с пословицами, работу с графическими рисунками;
• развивать адекватную самооценку через использование приемов, способствующих созданию ситуации успеха каждого из учащихся;
• воспитывать патриотическое сознание – гордость за российских ученых: А.Д. Сахарова и И.П. Павлова;
• формировать у учащихся отрицательное отношение к факторам, разрушающим здоровье человека.

Средства обучения:
• Муляж скелета человека.
• Таблицы: оказание первой помощи при травмах костей.
• Эластичный бинт (3 шт), шина, вата, грелка с холодом, перекись водорода, косынка.
• Белые халаты 3 шт., таблички «медсестра».
• Цветные маркеры (синие – 3 шт., красные – 3 шт, зеленые – 3 шт).
• Бумага формата А4 (белая)
• Магниты – 9 шт.
• Компьютер.
• Медиапроектор.
• Экран.
• Электронная презентация Microsoft Offise Power Point 2007 на тему "Опорно-двигательная система".
План урока:
1.Орг. момент. Организация детей на урок. (2 мин.)
2. Конкурс «Разминка» (3 мин)
3. Конкурс «Блиц-опрос» (5 мин)
4. Конкурс «Прием в травмпункте» (10 мин)
5. Конкурс «Памятка на всю жизнь» (5 мин)
6. Подведение итогов. (2 мин)
7. Домашнее задание.(2 мин)
8.Рефлексия.(1 мин)


Ход урока


1. Орг. Момент.
Встреча с детьми. Организация на урок. Ознакомление с правилами работы на уроке. Класс делится на 3 группы. Задача каждой группы на первом этапе выбрать себе капитана и дать название команде, связанное с темой урока «Опорно-двигательная система». За каждое задание дается определенное количество баллов. Команда, набравшая большее количество баллов (15-17) - получает оценку «отлично» и право выбора домашнего задания, команда, набравшая количество баллов (10-14) - оценку «хорошо» и домашнее задание; команда, набравшая меньшее количество баллов, повторяет теоретический материал по теме и оформляет памятки.
2. Конкурс «Разминка»
Задание: На экране для каждой команды написаны по одной пословице или крылатому выражению великих ученых Павлова И.П., Сахарова А.Д., и русская пословица, но в этих поговорках перепутаны слова. Учащимся необходимо восстановить выражение, из слов, которые приготовлены в конверте № 1 и рассказать, как они его понимают. Максимальное количество баллов – 2. Проверка правильности выполнения задания на слайде презентации осуществляется командой соперницей.
Примеры пословиц:
“Богатство нации – это ее здоровье” А.Д. Сахаров
“Правильная осанка – залог твоего здоровья” И.П. Павлов
“Здоровая душа в здоровом теле” русская пословица
Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного телесного и социального благополучия.
3. Конкурс «Блиц-опрос»
Задание. (На столах у каждой команды лежат различные словари, выдержки из текста учебника, учебники разных авторов) Каждой команде по-очереди задается вопрос на тему «Общие сведения об опорно-двигательной системе», если ответа нет или он неправильный, то вопрос переходит другой команде, до тех пор, пока не будет правильного ответа. Можно использовать для подсказки все источники информации. Максимальное количество баллов – 4-6 баллов.
1.С помощью чего происходит прикрепление мышц к костям (сухожилия)
2. Мышцы, которые поднимают и опускают ребра, участвуя во вдохе и выдохе (межреберные)
3. Мышцы, которые придают лицу определенное выражение (мимические)
4. Из чего состоят скелетные мышцы? (из пучков поперечнополосатых мышечных волокон)
5. Мышцы, которые приводят в движение кости челюсти и способствуют измельчению пищи (жевательные)
6. Мышцы, из которых состоят стенки внутренних органов (гладкие)
7. Состояние, при котором наблюдается слабость, движения становятся неточными, возникает при выполнении продолжительного движения или работы? (утомление)
8. Он придает туловищу определенную форму и выполняет опорную, двигательную и защитную функции (скелет)
9. Сколько изгибов у позвоночника? (4)
10. Где располагается неподвижное соединение костей? (в черепе)
11. Как называется подвижное соединение костей? (сустав).
12. Привычное положение тела при стоянии, сидении, ходьбе (осанка).
Подведение итогов. Выставление баллов.
4. Конкурс «Прием в травмпункте»
В команде 3 человека. Задача учащихся: выбрать роли. Один участник – врач, второй участник – медсестра (брат), третий участник – пострадавший. Каждая команда вытягивает из конверта № 2 карточку, где описана травма у больного, поступившего в травмпункт. Медсестра (медбрат) зачитывает характер травмы, доктор определяет вид травмы и оказывает вместе с медсестрой (медбратом) первую помощь. Пострадавший рассказывает, как он получил эту травму. Оценивается работа всей команды командой соперницей, исправляются ошибки и принимаются дополнения и уточнения. Максимальное количество баллов – 5.


Карточка № 1.
1. У пострадавшего наблюдаются сильная боль, усиливающаяся при прикосновении, рваная рана предплечья, из которой идет кровь и торчит кость.
2. Пострадавший жалуется на сильную боль в области стопы, наблюдается отек, синюшность стопы, подвижность ограничена.
3. У пострадавшего сильные боли в области голени, не может встать на ногу, конечности ненормально подвижные, наблюдается отек и гематома голени.

Правильные ответы вместе с иллюстрациями на слайде презентации:

1. Открытый перелом. Обеспечить неподвижность кости в месте перелома. Наложить шину. Рана покрывается ватно-марлевой повязкой. Шина через ткань прибинтовывается к телу. Если необходимо - остановить кровотечение, доставить в травмпункт.
Пострадавший – катался на мотоцикле, попал в аварию.
2. Растяжение связок стопы. Приложить холод, наложить давящую повязку, доставить в травмпункт.
Пострадавший – катался на коньках, роликах, упал.
3. Закрытый перелом. Ногу обездвижить в месте перелома кости, наложить шину. Рана покрывается ватно-марлевой повязкой. Шина через ткань прибинтовывается к телу, доставить в травмпункт.
Пострадавший – полез на дерево за яблоками.
Подведение итогов. Выставление баллов.
5.Конкурс «Памятка на всю жизнь»
Все вы знаете о заболеваниях опорно-двигательной системы. Какие это нарушения? Правильно - это и нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие.
Последствия нарушений правильной осанки тела
1. Затруднение работы легких, сердца, желудочно-кишечного тракта.
2. Уменьшение жизненной емкости легких.
3. Снижение обмена веществ.
4. Появление головных болей, повышение утомляемости.
Задание: Капитан команды выбирает из конверта № 3 карточку с причинами нарушения правильной осанки, участники команды изучают ее и зашифровывают с помощью графических рисунков. Создают памятки о предупреждении нарушений осанки, искривления позвоночника. Участники команды соперницы должны будут отгадать, а что же зашифровано. Максимальное количество баллов - 4. За образец используют памятки, которые демонстрируются учителем. Красным маркером изображаются запрещающие знаки, зеленым – разрешающие. В конце конкурса все работы приклеиваются магнитами на доску.


Карточка № 1.
“Причины нарушения правильной осанки тела”.
1. Искривление позвоночника может возникнуть в школьный период, когда окостенение скелета только на 65% и опорно-двигательный аппарат еще пока не сформирован.
Неправильная поза во время учебных занятий ведет к неравномерной нагрузке на позвоночник и мышцы спины, утомляя и расслабляя их, возникают изменения связок позвоночника и формы самих позвонков, образуется стойкое боковое искривление. Искривление позвоночника приводит к деформации хрящевых дисков, расположенных между позвонками, а в некоторых местах они вовсе стираются
2.Возникновению заболевания способствует ограничение двигательной активности. В школьном подростковом возрасте, это связано с нерациональным распорядком дня, перегрузкой учебными заданиями, вследствие чего остается мало времени для прогулок, игр и занятий спортом. Очень много времени подросток проводит за компьютером или просмотром телепередач. Гиподинамия приводит к снижению функциональных возможностей мышечной системы.


Карточка № 2.
“Причины нарушения правильной осанки тела”.
1. Развитию позвоночных искривлений может способствовать неправильное или не сбалансированное питание. Необходимо употреблять достаточное количество продуктов, содержащих кальций и фосфор. Это, в первую очередь, молочные продукты: молоко, кефир, йогурт, творог, мягкие сыры и сливочное масло. Необходимо употреблять рыбопродукты, овощи и фрукты, богатые витаминами. Все это способствует укреплению костно-мышечной ткани.
2.Возникновению искривлений позвоночника способствует перегрузка школьного портфеля учебниками и учебными принадлежностями. В течение исследовательской работы проводилось взвешивание ученических рюкзаков и сумок у подростков. Конечно, такая тяжесть деформирует позвоночник, искривляет его, а если школьная сумка носится только на одном плече, то возникает боковое искривление позвоночника, и как результат: одно плечо становится выше другого, развивается боковой сколиоз.
Карточка № 3.
“Причины нарушения правильной осанки тела”.
1. Искривление позвоночника возникает у девочек в процессе раннего ношения обуви на высоком каблуке. Туфли на высоких каблуках поднимают пятку и наклоняют тело вперед, спина компенсирует этот наклон соответствующим изгибом туловища и в результате таз отводит далеко назад, вызывая напряжение мышц нижней части спины. Все это приводит к изменению прогиба поясничной части позвоночника и, соответственно, к сдавливанию межпозвоночных дисков. Формируется лордоз поясничного отдела позвоночника.
2. Большое значение для формирования правильной осанки имеет постель, на которой спит подросток. Кровать должна быть ровной и твердой. Когда тело лежит на такой постели, вес его равномерно распределяется, мускулы максимально расслабляются, а подвывихи или искривления позвоночника, вызванные вертикальным положением тела в течение дня, легко исправляются. Мягкая постель способствует нарушению правильной осанки.

6. Подведение итогов. Определение команды победительницы.
7. Домашнее задание для команды победительницы: подготовить сообщение на тему:
«В здоровом теле – здоровый дух»
Или составить ребусы, кроссворды по теме «Опорно-двигательная система».
Или разработать интересный комплекс физкультминуток для различных уроков.
Вторая команда: составить кроссворд по теме «Опорно-двигательная система».
Третья команда: повторить материал «Опорно-двигательная система».
Подготовить памятки (можно нарисовать) по темам: (темы на компьютерном слайде)
1. Пропаганда здорового образа жизни. (физкультура и спорт - любые виды)
2. Пропаганда правильного сбалансированного питания, (в рационе кефир, молоко, йогурт, творог).
3. Ношение обуви на низком каблуке.
4. Правильная организация и освещение рабочего уголка.
5. Ученические парты соответствуют росту подростка.
6. Правильное ношение школьного портфеля
7. Правильная постель подростка.
8. Правильная походка.
9. Эмоциональное состояние человека.
Вывод:
Сегодня на уроке мы повторили и закрепили не только ваши знания, но и умение оказывать первую доврачебную помощь при травмах опорно-двигательной системы. И я надеюсь, что ваша красивая фигура, правильная осанка создаст комфорт в обществе и придаст уверенность в себе. И вы не будете испытывать трудности со своим здоровьем, ведя здоровый образ жизни и занимаясь физкультурой и спортом. Здоровье - это богатство, которое досталось нам в наследство, а цена этого богатства – жизнь! Будьте стройны, красивы и здоровы.
8.Рефлексия. У вас на столах лежат карточки 3 цветов (красная, желтая, зеленая)
Если вам понравился сегодня урок, вам все было понятно и интересно, поднимите зеленую карточку.
Если у вас остались вопросы по теме нашего урока, и вы затрудняетесь самостоятельно ответить на них – желтую.
Если материал урока был вам непонятен – красную.
Спасибо за урок!

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.