logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели: Сформировать представление об особенностях строения растений отдела голосеменные. Развить умения работать с гербарным материалом и натуральными объектами. Воспитать у учащихся бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование: гербарные материалы лиственницы, сосны, ели, кипариса и можжевельника, шишки, ветки хвойных растений, водоросли, мох Кукушкин лён (Polytrichum commune Hedw.), папоротник Щитовник мужской (Dryopteris filix-mas L.), ветки деревьев с образцами листоватых лишайников, электронные уроки биологии " Растительный мир".

Тип урока: комбинированный урок.

Методы и приемы: объяснительно- иллюстративный, проблемный, лабораторная работа (исследовательский).

Технологии:

1. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся -проблемное обучение;

2. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса - групповые технологии, использование элементов компьютерных технологии обучения;

3. Технологии развивающего обучения.

Основные понятия: голосеменные, семя, хвойные, женская и мужская шишки.

Изучение темы направлено на развитие интеллектуальных качеств личности учащихся - аналитического мышления, наблюдательности, решение проблемных вопросов, умение анализировать, делать выводы и обобщения, развитие критического мышления при анализе натуральных объектов в ходе выполнения лабораторной работы, происходит закрепление знаний о высших и низших растениях, формирование представлений об особенностях строения шишек и хвои голосеменных растений. У учащихся формируется комплексное представление о роли голосеменных в природе и жизни человека.

План урока:

Введение (3 мин)

Этап актуализации и повторения знаний (10 мин).

Этап изучения нового материала (15 мин).

Этап закрепления знаний (12 мин).

Заключительный этап (5 мин).

Введение (3 мин)

Приветствие класса, настрой на урок, подготовка учащихся к уроку. Тема урока написана на доске.

Этап актуализации и повторения знаний (10 мин).

К доске вызывается 3 человека. Длительность работы -6 -7 мин . + ответы 3 мин.

Задания: а) Работа с инструктивной карточкой. Описание Хвоща полевого (на интерактивной доске Электронные уроки биологии " Растительный мир" Урок 1 С.10.) - 1 человек.

Инструктивная карточка № 1:

Докажите, что хвощ относится к высшим споровым растениям?

Какими двумя способами размножается хвощ?

Где находятся споры у хвоща?

Почему хвощ называют индикатором почвы?

Какое вещество накапливается в стебле хвоща?

В чём отличие летнего и зимнего побега хвоща?

Как использует человек хвощ?

б) Работа с понятиями: таллом, ризоиды, симбиоз, яйцеклетка, вайя. Задания: написать определения к понятиям. - 1 человек.

в) Работа с наглядным материалом: Сравнение мха и папоротника и поиск черт сходства и отличия. (растения мха и папоротника). Работа по инструктивной карточке. - 1 человек.

Инструктивная карточка № 2:

Каково строение папоротника?

Каково строение мха?

Почему эти растения относят к высшим споровым растениям?

Где находятся споры у мха и папоротника?

Какие прогрессивные черты строения можно выделить у папоротника по сравнению со мхом?

В каком растении преобладает фотосинтезирующий гаметофит?

В каком растении преобладает фотосинтезирующий спорофит?

Параллельно с выполнением индивидуальных заданий проходит фронтальная беседа с классом.

Вопросы:

Ребята, скажите, на какие две группы по строению тела можно разделить все растения?

В чём отличие высших и низших растений?

Назовите отделы растений, относящиеся к низшим растениям? (на столе образцы водоросли, мха, лишайника и папоротника)

В чём уникальность лишайников? Почему их называют пионерами среди растений?

Можно ли найти цветок папоротника в ночь на Ивана Купалы? Почему?

Что такое спора? Для какого вида размножения необходимы споры?

Какие растения размножаются с помощью спор кроме папоротника?

Почему все споровые растения растут только во влажных местах?

Что такое гаметы? У каких растений преобладает гаметофит над спорофитом?

Какие растения из папоротникообразных подлежат охране? Почему?

Проверка правильности выполнения заданий совместно с классом?

Этап изучения нового материала (15 мин)

1. Общая характеристика голосеменных растений.(Рассказ учителя с элементами эвристической беседы).-5 мин.

Ребята, сегодня мы с вами начинаем изучать новый отдел растений - голосеменные. Как вы думаете, почему этот отдел получил название голосеменные?

Как вы думаете, к какой группе относятся голосеменные по строению тела?

Какие новые органы по сравнению с папоротниками появились у голосеменных? (шишки и семена). Да, у всех представителей голосеменных есть шишки, как у сосны или ели, посмотрите на раздаточный материал, или шишкоягоды как у можжевельника ((рис. 51-53) + (видеоролик) электронный урок №1 С. 12. рис 6. + гербарий).

Обратите внимание, какие два вида шишек образует сосна? Какие гаметы созревают в женских шишках? А в мужских шишках? (Урок №1 С. 12)

Представители этого отдела могут расти в засушливых регионах. О чём это говорит? Действительно вода этим растениям не нужна для размножения, только для прорастания семян и роста. Чтобы уменьшить потерю воды у многих голосеменных листья превратились в хвоинки и эта группа растений стала называться хвойными.

Ребята у многих голосеменных семена имеют плёнчатые крылышки. Как вы думаете зачем? Правильно, они распространяются с помощью ветра.

Работа в группах (3 группы) с учебником и наглядными пособиями. (10 мин из них 5 на подготовку и выполнения задания №51+ 5 мин на защиту и подтверждение правильности суждений)

Ребята я вам предлагаю каждому выделить отличительные особенности ели, сосны и лиственницы и заполнить таблицу в рабочей тетради задания № 51. (номер задания на доске) Для этого вам необходимо

1 ряду прочитать пункт параграфа 16 "сосна" и "Значение голосеменных".Выбрать отличительные черты этого растения, используя инструктивную карточку, найти его среди предложенных объектов и описать его всему классу. (в подтверждение правильности аудиозапись на интерактивной доске Урок 1 С.12 №5) (Приложение 2)

2 ряд читает пункт "Ель" параграф 16 и работает аналогично. (в подтверждение правильности аудиозапись на интерактивной доске Урок 1 С.12 №2) (Приложение 2)

3 ряд читает пункт "Лиственница" параграф 16 ( в подтверждение правильности аудиозапись на интерактивной доске Урок 1 С.12 №3) (Приложение 2)

Этап закрепления знаний (12 мин).

Выполнение лабораторной работы "Строение хвои и шишек хвойных". И заполнение таблицы.

Лабораторная работа «Строение хвои и шишек хвойных».

Цель: Выявить особенности строения голосеменных растений.

Задание: рассмотрите шишки и ветки голосеменных растений. Пользуясь текстом «Признаки хвойных  деревьев», заполните таблицу.

Признаки хвойных растений:

Хвоинки длинные  (до 5-7 см), острые, выпуклые с одной стороны и округлые с другой, сидят по  2 вместе, женские шишки коричневые, чешуйки лежат не плотно длиной не более 8 см………….Сосна обыкновенная.

Хвоинки короткие, жесткие, острые, четырёхгранные, сидят одиночно, покрывают всю ветку, женские шишки светло-коричневые с плотно прилегающими чешуйками длиной до 18 см………………Ель.

Хвоинки сизо-серые, короткие, около2,5 – 3 см в длину, сидят одиночно, покрывают всю ветку шишки10-17 см…………….Ель голубая.

Листья в виде чешуек зеленого цвета, шишки мелкие, рыхлые, в несколько чешуек, светло-коричневого цвета, располагаются друг за другом…………..Туя западная.

ФИ ученика___________________________класс_____________________

Название растения

Хвоя

Шишка

длина

окраска

расположение на ветке

размер

форма чешуек

плотность

Вывод: Ответьте на вопрос: Почему эти растения относят к голосеменным?

Инструкция по проведению работы.

Ребята сядьте на свои места, у вас на столе у каждого лежит макет таблицы, вы, пользуясь дидактическими карточками заполните таблицу, которую каждый в конце урока сдаст мне на стол.

Заключительный этап (5 мин)

1. Подведение итогов урока и выводы.

2. Выводы (2 мин)

На уроке изучали высшие семенные растения - голосеменные.

У этих растений появились семена и шишки.

Распространение семян с помощью ветра.

Хвоинки - видоизменённые листья.

Голосеменные используются в качестве стройматериалов, лекарства, изготовления инструментов, семена используют в пищу. Эти растения обогащают кислородом атмосферный воздух.

3. Выставление оценок.

4. Рефлексия. Что нового вы узнали на этом уроке? Что вам показалось интересным?

5. Домашнее задание: параграф 16, понятия. Составить кроссворд "Голосеменные растения".

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Приложение2.

1 ряд. Прочитать пункт §16 «сосна»  и «Значение голосеменных». Выбрать отличительные черты этого растения, используя инструктивную карточку, найти его среди предложенных объектов и описать его всему классу. Выполнить № 51 в рабочей тетради 1 столбец.

Инструктивная карточка «Сосна»

Где растёт это дерево?

Отношение к свету.

 Отношение к почве.

Форма кроны

Форма  и цвет женской шишки и мужской.

Продолжительность жизни хвоинок

Способ распространения семян.

Значение в природе и в жизни человека

2 ряд. Прочитать пункт §16 «ель»  и «Значение голосеменных».Выбрать отличительные черты этого растения, используя инструктивную карточку, найти его среди предложенных объектов и описать его всему классу. Выполнить № 51 в рабочей тетради 2 столбец.

Инструктивная карточка «Ель»

Где растёт это дерево?

Отношение к свету.

Отношение к почве.

Форма кроны

Форма  и цвет женской шишки и мужской.

Продолжительность жизни хвоинок

Способ распространения семян.

Значение в природе и в жизни человека

3 ряд. прочитать пункт §16 «лиственница»  и «Значение голосеменных».Выбрать отличительные черты этого растения, используя инструктивную карточку, найти его среди предложенных объектов и описать его всему классу. Выполнить № 51 в рабочей тетради 1 столбец.

Инструктивная карточка «Лиственница»

Где растёт это дерево?

Отношение к свету.

Отношение к почве.

Форма кроны

Форма  и цвет женской шишки и мужской.

Продолжительность жизни хвоинок

Способ распространения семян.

Значение в природе и в жизни человека

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.