Цели: Сформировать представление об особенностях строения растений отдела голосеменные. Развить умения работать с гербарным материалом и натуральными объектами. Воспитать у учащихся бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование: гербарные материалы лиственницы, сосны, ели, кипариса и можжевельника, шишки, ветки хвойных растений, водоросли, мох Кукушкин лён (Polytrichum commune Hedw.), папоротник Щитовник мужской (Dryopteris filix-mas L.), ветки деревьев с образцами листоватых лишайников, электронные уроки биологии " Растительный мир".
Тип урока: комбинированный урок.
Методы и приемы: объяснительно- иллюстративный, проблемный, лабораторная работа (исследовательский).
Технологии:
1. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся -проблемное обучение;
2. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса - групповые технологии, использование элементов компьютерных технологии обучения;
3. Технологии развивающего обучения.
Основные понятия: голосеменные, семя, хвойные, женская и мужская шишки.
Изучение темы направлено на развитие интеллектуальных качеств личности учащихся - аналитического мышления, наблюдательности, решение проблемных вопросов, умение анализировать, делать выводы и обобщения, развитие критического мышления при анализе натуральных объектов в ходе выполнения лабораторной работы, происходит закрепление знаний о высших и низших растениях, формирование представлений об особенностях строения шишек и хвои голосеменных растений. У учащихся формируется комплексное представление о роли голосеменных в природе и жизни человека.
План урока:
Введение (3 мин)
Этап актуализации и повторения знаний (10 мин).
Этап изучения нового материала (15 мин).
Этап закрепления знаний (12 мин).
Заключительный этап (5 мин).
Введение (3 мин)
Приветствие класса, настрой на урок, подготовка учащихся к уроку. Тема урока написана на доске.
Этап актуализации и повторения знаний (10 мин).
К доске вызывается 3 человека. Длительность работы -6 -7 мин . + ответы 3 мин.
Задания: а) Работа с инструктивной карточкой. Описание Хвоща полевого (на интерактивной доске Электронные уроки биологии " Растительный мир" Урок 1 С.10.) - 1 человек.
Инструктивная карточка № 1:
Докажите, что хвощ относится к высшим споровым растениям?
Какими двумя способами размножается хвощ?
Где находятся споры у хвоща?
Почему хвощ называют индикатором почвы?
Какое вещество накапливается в стебле хвоща?
В чём отличие летнего и зимнего побега хвоща?
Как использует человек хвощ?
б) Работа с понятиями: таллом, ризоиды, симбиоз, яйцеклетка, вайя. Задания: написать определения к понятиям. - 1 человек.
в) Работа с наглядным материалом: Сравнение мха и папоротника и поиск черт сходства и отличия. (растения мха и папоротника). Работа по инструктивной карточке. - 1 человек.
Инструктивная карточка № 2:
Каково строение папоротника?
Каково строение мха?
Почему эти растения относят к высшим споровым растениям?
Где находятся споры у мха и папоротника?
Какие прогрессивные черты строения можно выделить у папоротника по сравнению со мхом?
В каком растении преобладает фотосинтезирующий гаметофит?
В каком растении преобладает фотосинтезирующий спорофит?
Параллельно с выполнением индивидуальных заданий проходит фронтальная беседа с классом.
Вопросы:
Ребята, скажите, на какие две группы по строению тела можно разделить все растения?
В чём отличие высших и низших растений?
Назовите отделы растений, относящиеся к низшим растениям? (на столе образцы водоросли, мха, лишайника и папоротника)
В чём уникальность лишайников? Почему их называют пионерами среди растений?
Можно ли найти цветок папоротника в ночь на Ивана Купалы? Почему?
Что такое спора? Для какого вида размножения необходимы споры?
Какие растения размножаются с помощью спор кроме папоротника?
Почему все споровые растения растут только во влажных местах?
Что такое гаметы? У каких растений преобладает гаметофит над спорофитом?
Какие растения из папоротникообразных подлежат охране? Почему?
Проверка правильности выполнения заданий совместно с классом?
Этап изучения нового материала (15 мин)
1. Общая характеристика голосеменных растений.(Рассказ учителя с элементами эвристической беседы).-5 мин.
Ребята, сегодня мы с вами начинаем изучать новый отдел растений - голосеменные. Как вы думаете, почему этот отдел получил название голосеменные?
Как вы думаете, к какой группе относятся голосеменные по строению тела?
Какие новые органы по сравнению с папоротниками появились у голосеменных? (шишки и семена). Да, у всех представителей голосеменных есть шишки, как у сосны или ели, посмотрите на раздаточный материал, или шишкоягоды как у можжевельника ((рис. 51-53) + (видеоролик) электронный урок №1 С. 12. рис 6. + гербарий).
Обратите внимание, какие два вида шишек образует сосна? Какие гаметы созревают в женских шишках? А в мужских шишках? (Урок №1 С. 12)
Представители этого отдела могут расти в засушливых регионах. О чём это говорит? Действительно вода этим растениям не нужна для размножения, только для прорастания семян и роста. Чтобы уменьшить потерю воды у многих голосеменных листья превратились в хвоинки и эта группа растений стала называться хвойными.
Ребята у многих голосеменных семена имеют плёнчатые крылышки. Как вы думаете зачем? Правильно, они распространяются с помощью ветра.
Работа в группах (3 группы) с учебником и наглядными пособиями. (10 мин из них 5 на подготовку и выполнения задания №51+ 5 мин на защиту и подтверждение правильности суждений)
Ребята я вам предлагаю каждому выделить отличительные особенности ели, сосны и лиственницы и заполнить таблицу в рабочей тетради задания № 51. (номер задания на доске) Для этого вам необходимо
1 ряду прочитать пункт параграфа 16 "сосна" и "Значение голосеменных".Выбрать отличительные черты этого растения, используя инструктивную карточку, найти его среди предложенных объектов и описать его всему классу. (в подтверждение правильности аудиозапись на интерактивной доске Урок 1 С.12 №5) (Приложение 2)
2 ряд читает пункт "Ель" параграф 16 и работает аналогично. (в подтверждение правильности аудиозапись на интерактивной доске Урок 1 С.12 №2) (Приложение 2)
3 ряд читает пункт "Лиственница" параграф 16 ( в подтверждение правильности аудиозапись на интерактивной доске Урок 1 С.12 №3) (Приложение 2)
Этап закрепления знаний (12 мин).
Выполнение лабораторной работы "Строение хвои и шишек хвойных". И заполнение таблицы.
Лабораторная работа «Строение хвои и шишек хвойных».
Цель: Выявить особенности строения голосеменных растений.
Задание: рассмотрите шишки и ветки голосеменных растений. Пользуясь текстом «Признаки хвойных деревьев», заполните таблицу.
Признаки хвойных растений:
Хвоинки длинные (до 5-7 см), острые, выпуклые с одной стороны и округлые с другой, сидят по 2 вместе, женские шишки коричневые, чешуйки лежат не плотно длиной не более 8 см………….Сосна обыкновенная.
Хвоинки короткие, жесткие, острые, четырёхгранные, сидят одиночно, покрывают всю ветку, женские шишки светло-коричневые с плотно прилегающими чешуйками длиной до 18 см………………Ель.
Хвоинки сизо-серые, короткие, около2,5 – 3 см в длину, сидят одиночно, покрывают всю ветку шишки10-17 см…………….Ель голубая.
Листья в виде чешуек зеленого цвета, шишки мелкие, рыхлые, в несколько чешуек, светло-коричневого цвета, располагаются друг за другом…………..Туя западная.
ФИ ученика___________________________класс_____________________
Название растения
|
Хвоя |
Шишка |
||||
длина |
окраска |
расположение на ветке |
размер |
форма чешуек |
плотность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод: Ответьте на вопрос: Почему эти растения относят к голосеменным?
Инструкция по проведению работы.
Ребята сядьте на свои места, у вас на столе у каждого лежит макет таблицы, вы, пользуясь дидактическими карточками заполните таблицу, которую каждый в конце урока сдаст мне на стол.
Заключительный этап (5 мин)
1. Подведение итогов урока и выводы.
2. Выводы (2 мин)
На уроке изучали высшие семенные растения - голосеменные.
У этих растений появились семена и шишки.
Распространение семян с помощью ветра.
Хвоинки - видоизменённые листья.
Голосеменные используются в качестве стройматериалов, лекарства, изготовления инструментов, семена используют в пищу. Эти растения обогащают кислородом атмосферный воздух.
3. Выставление оценок.
4. Рефлексия. Что нового вы узнали на этом уроке? Что вам показалось интересным?
5. Домашнее задание: параграф 16, понятия. Составить кроссворд "Голосеменные растения".
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Приложение2.
1 ряд. Прочитать пункт §16 «сосна» и «Значение голосеменных». Выбрать отличительные черты этого растения, используя инструктивную карточку, найти его среди предложенных объектов и описать его всему классу. Выполнить № 51 в рабочей тетради 1 столбец.
Инструктивная карточка «Сосна»
Где растёт это дерево?
Отношение к свету.
Отношение к почве.
Форма кроны
Форма и цвет женской шишки и мужской.
Продолжительность жизни хвоинок
Способ распространения семян.
Значение в природе и в жизни человека
2 ряд. Прочитать пункт §16 «ель» и «Значение голосеменных».Выбрать отличительные черты этого растения, используя инструктивную карточку, найти его среди предложенных объектов и описать его всему классу. Выполнить № 51 в рабочей тетради 2 столбец.
Инструктивная карточка «Ель»
Где растёт это дерево?
Отношение к свету.
Отношение к почве.
Форма кроны
Форма и цвет женской шишки и мужской.
Продолжительность жизни хвоинок
Способ распространения семян.
Значение в природе и в жизни человека
3 ряд. прочитать пункт §16 «лиственница» и «Значение голосеменных».Выбрать отличительные черты этого растения, используя инструктивную карточку, найти его среди предложенных объектов и описать его всему классу. Выполнить № 51 в рабочей тетради 1 столбец.
Инструктивная карточка «Лиственница»
Где растёт это дерево?
Отношение к свету.
Отношение к почве.
Форма кроны
Форма и цвет женской шишки и мужской.
Продолжительность жизни хвоинок
Способ распространения семян.
Значение в природе и в жизни человека
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/