logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Творческая деятельность - это, несомненно, высший уровень познавательной деятельности человека. Психологи рассматривают творчество как важнейший регулятивный механизм личности, необходимое условия для проявления её индивидуальности и неповторимости. Оно характеризуется  продуктивной деятельностью, в которой наблюдается восхождение от простых форм к более сложным.

При наличии у школьников знаний, умений, способностей и мотивации к творческой деятельности находится решение задачи или создаётся продукт этой деятельности, который отличается новизной, актуальностью и оригинальностью.

Основатель отечественной школы психологии Л.С. Выготский рассматривал жизнь как непрерывный процесс творчества, «постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения. Таким образом, каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание является стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому»

Мотивации в творческом развитии  школьников

Только в зарубежной  психологии имеется около 50 теорий мотивации. Проблема мотивации и мотивов и по настоящее время остаётся остродискуссионной.

Ещё  А. Н. Леонтьев писал, работы по проблеме мотивации почти не поддаются систематизации – до такой степени различны те понятия, по поводу которых употребляется термин «мотив», что само «понятие превратилось в большой мешок, в который сложены самые различные вещи».  В своих поздних работах А.Н. Леонтьев писал, что мотивы относятся только к деятельности, а действие не имеет самостоятельного мотива. Это не значит, что действия немотивированны, просто для деятельности и действий имеется общий мотив. Среди отечественных психологов начала 20 века, поднимавших вопросы мотивации поведения человека, следует отметить А.Ф. Лазурского, опубликовавшего ещё в в 1906 году книгу «Очерк науки о характере». В ней довольно большое место отводится обсуждению вопросов, связанных с желаниями и влечениями,  борьбой мотивов и принятия решений, устойчивостью намерений и внутренней задержке побудительных импульсов; высказанные  положения не утратили актуальности и в настоящее время.

Л.С.Выготский тоже не оставил без внимания проблему детерминации и мотивации поведения человека. В своём учебном пособии «Педология подростка» (1930-1931) он отводит целую главу вопросу о сущности интересов и их изменении в подростковом возрасте. Он считал, что проблема соотношений влечений и интересов является ключом к пониманию психического развития подростка, которое обусловлено эволюцией интересов и поведения ребёнка, изменением структуры направленности его поведения. В «Истории  развития высших психических функций» Л.С.Выготский уделяет большое внимание «борьбе мотивов». Одним из первых он стал разделять мотив и стимул, говорил о произвольной мотивации.

Вопреки распространённому в психологии и биологии мнению о том, что мотивацией является любая детерминация и любое побуждение, современные педагоги и психологи поддерживают другое видение вопроса: не всякая причинная обусловленность поведения может считаться мотивом, а только та, которая связанас внутренними побуждениями человека.

Педагогу и учителю, чтобы овладеть технологией творческой деятельности, необходимо понимание механизмов мотивации, особенностей проявления, факторов и средств активизации творческого процесса. Необходимы  определение и выбор эффективных методов педагогического воздействия и стимуляции проявлений детского творчества.

1.1 Возрастные особенности проявления творчества  у детей среднего школьного возраста.

Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда в процессе построения нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Занимая переходную стадию между детством и юностью, отрочество представляет исключительно сложный этап психического развития. Говоря о нем, важно учитывать различия между младшими и старшими подростками, понимая, что нет никакого «среднеподросткового» возраста, практически приходится ориентироваться на типичное и  характерное для всего этого периода. С одной стороны, по уровню и особенностям психического развития отрочество - это типичная эпоха детства, с другой - перед нами растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни, в усложненной деятельности которого реально намечается направленность на новые формы общественных отношений.

В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Подросток уже умеет оперировать гипотезами при решении творческих задач. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные подходы в её решении. Овладение подростком в процессе обучения такими мыслительными операциями как классификация, аналогия, обобщение способствует эффективному развитию способности к сближению понятий, Возникновение этих новообразований дают возможность повысить эффективность развития критичности сознания подростка.

Для этого возраста характерен интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам.Подросток подвержен общественному мнению и сильновнушаем. Главными новообразованиями этого возраста являются становление «Я-концепции» подростка, а также возникновение рефлексии и осознание своей индивидуальности, проистекающие возникающего в этом возрасте  чувства взрослости.  Противоречиям, могущим возникнуть в процессе становления «Я-концепции» подростка, свойственно негативно влиять на развитие творческих способностей путём снижения самооценки подростка и уверенности в своих силах и возможностях.

Типом ведущей деятельности в данном возрасте является интимно-личностное общение, что определяет характер индивидуального творчества подростка, направленность творчества на результат.

Воображение в данном возрасте выходит на новый уровень развития, теперь оно имеет более продуктивный характер, чем в детстве, однако чаще всего оно уходит  «в интимную сферу» и становится субъективной формой мышления. Преодоление этого, направление развития воображения по пути стремления к его продуктивности – одна из задач педагогики решающей проблему развития творческих способностей подростка.

У подростков становление творческих способностей  идет не линейно, а имеет в своем развитии два пика: наиболее яркий всплеск их проявления отмечается к возрасту 10 лет, а второй приходится на юношеский возраст. Выделяется несколько уровней творчества. Нижняя возрастная граница эвристического уровня приходится на старший дошкольный возраст. Находясь на этом уровне, ребенок, найдя решение, тем не менее продолжает дальнейшее решение задачи, что приводит к выявлению других способов ее решения. Следующий, креативный, уровень характеризуется тем,что самостоятельно найденная эмпирическая закономерность не используется ребенком просто как прием решения, а выступает в качестве новой проблемы. Первое появление этого уровня отмечается в 10 лет. Дети одного возраста могут находиться на разных уровнях творчества, что связано с особенностями становления личности каждого из них.

Из противоречий, возникающих в этом возрасте и влияющих на развитие творческих способностей, можно привести как пример стремление подростков к социальной мимикрии и, в то же время, желание выделится в группе сверстников. Последствия этого противоречия снижают эффективность организации педагогом творческой деятельности учащихся.

В подростковом возрасте сила левого полушария сопряжена я появлением абстрактно-логического мышления, возникает критический период для смены доминирования полушарий. Может наблюдаться «скрытое левшество»- ведущие левые нога, глаз, ухо при ведущей правой руке.

Основным фактом этого возраста является половое созревание. Из этого основного центрального факта могут быть объяснены все другие, связанные с этим возрастом особенности,  сам возраст является критическим или переломным в жизни ребенка. Прежнее устойчивое равновесие, сложившееся в эпоху первого школьного возраста, оказывается нарушенным, новое равновесие еще не найдено. Это дисбаланс и поиски нового и составляют основу кризиса, переживаемого ребенком в этом возрасте.

Однако что представляет собой этот кризис? Ответ на этот вопрос до сих пор не установлен еще наукой с окончательной точностью. Одни видят природу этого кризиса в астеничности, ослабленности конституции детского организма и поведения ребенка, возникающей в этот критический период. Другие, напротив, полагают, что в основе кризиса лежит мощный подъем жизнедеятельности, захватывающей все стороны развития ребенка, и что самая критичность этого возраста является только следствием этого творческого подъема.

В этом возрасте подросток усиленно растет, быстрым темпом приближаясь по размерам и строению своего тела к взрослому. Этот же темп сказывается на поведении и на личном мировосприятии подростка. Целый новый мир внутренних переживаний, побуждений, влечений открывается в этом возрасте.  Отношения с окружающими и со средой становятся гораздо более сложными; впечатления, идущие из внешнего мира, подвергаются более глубокой переработке.

Отсюда повышенная эмоциональная возбудимость этого возраста, и становится  понятным тот факт, что,постепенно взрослея, ребенок сменяет рисование, бывшее излюбленной формой его творчества в дошкольном возрасте, на словесное творчество. Слово позволяет с гораздо большей легкостью, чем рисование, передавать сложные отношения, особенно внутреннего характера. К тому же, по отношению к внешней действительности слово гораздо легче передает движение, динамику, сложность какого-нибудь события, чем детский, несовершенный и неуверенный рисунок.  Слово, а вернее словесные знаки, письменная речь, становятся основным средством современного подростка в свободном от школы общении.



1.2  Факторы и средства, активизирующие творческое развитие школьников.

Кроме социальных и биологических факторов в формировании и развитии творческой личности принимают участие внешние и внутренние факторы. В педагогике применяется принцип детерминизма, в соответствии с которым любые внешние воздействия преломляются  через призму внутренних условий. При одинаковых внешних воздействиях их воздействия оказываются далеко неодинаковыми, так как в педагогическом процессе ученик является не только объектом воспитания, но и его субъектом.   

Следовательно, внутренний, духовный мир ребёнка является продуктом воздействия не только внешних условий, но и собственной деятельности по самовоспитанию и саморазвитию.

Внешние воздействия - это естественная и социальная среда, то есть объективные факторы.

 К внешним средствам воздействия относятся:

требования,

угроза,

давление,

условия,

различные проблемные ситуации,

методы и приёмы воспитания и др.

К основным механизмам воздействия на формирующуюся личность относятся:

убеждение,

внушение,

заражение,

подражание

Воспитание и учение носят вынужденный характер и выступают как препятствие, которое нужно преодолеть. Всё это требует большого психического напряжения, а иногда и борьбы с самим с собой, особенно в ситуации «неуспешности» в коллективе сверстников. При большой остроте внутриличностного конфликта у школьника возникает тенденция «закрыться», «выйти из ситуации», отказаться от деятельности. Соответственно, познавательная  мотивация к творческой деятельности тогда стремится к нулю.

Внутренние факторы – это индивидуальные реакции личности ребёнка на внешние факторы. Внутренние факторы, такие как любознательность, интерес, желание, побуждают детей к воспитанию и учению, как к своей цели. Здесь  требуется не борьба ученика с самим с собой, а волевое усилие, направленное на преодоление трудностей в учении, в деятельности, в общении.

Внутренними стимулами в творческом развитии школьника являются:

потребности,

интересы,

перспективы,

установки к деятельности (положительный настрой),

мера и степень личностного развития (удачи и неудачи, успешность  и неуспешность),

эмоции и чувства,

направленность личности,

мотивы.

Внешние факторы воздействуют на внутренние. Существует постоянная взаимосвязь и взаимопроникновение внутренних и внешних факторов. Воздействие среды, преломляясь через сознание и жизненную позицию формирующейся творческой личности, отражается на её физиологических и психических свойствах. Соответственно, определяется внутренняя позиция школьника по отношению к внешнему миру и степень проявления его   активности, в данном контексте творческой.

Психологическая формула формирования действий в творческом процессе выглядит следующим образом:

Интерес -  стимул -   реакция на стимул -    мотив действия -  само действие.

Подводя итог, делаем вывод, что учителю необходимо знание и понимание внутренних механизмов активности детей школьного возраста. Он должен задействовать  те внешние и внутренние факторы, которые непосредственно влияли бы на развитие каждой отдельно взятой творческой личности ребёнка. Кроме того, необходимо создавать такие внешние условия, которые стимулировали бы не только творческую активность, но и активность школьника в работе над самим собой.

1.3 Мотивация, как стимулирующий фактор

творческого развития школьников.

Рассматривая механизм превращения внешних факторов во внутренние мотивы,  можно увидеть некие «узловые точки»:

Стимул (идеал, образец, деятельность, свойства).

Мотив.

Выбор алгоритма действия и формы поведения.

Реализация  мотива в поведение (переход в привычку).

Превращение привычной формы поведения в свойство личности (особенность характера).

Эти узловые точки- стимул и мотив. Рассмотрим некоторые методы стимулирования и мотивации личности с позиции творчества.

Постановка перспективы-это создание настроения радостного ожидания, поощрения в результате планируемой творческой деятельности. Для детского коллектива педагогом используется перспектива «завтрашней радости» (по А.С.Макаренко), создающее ожидание, предвкушение результата (успеха). Она побуждает к напряжению сил в движении на пути к цели (достижение перспективы, получение ожидаемых результатов).

Проблемная ситуация. Сущность её в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…». Создание проблемной ситуации возможно через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера. На каждом из этапов урока, занятия  можно использовать проблемные вопросы:

вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия;

вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить;

вопросы по установлению причинно-следственных связей. Открытие каждой причины - шаг к более глубокому пониманию.

Поощрение- выражение положительной оценки за поступок, вызывающейморальное удовлетворение своей деятельностью. С другой стороны, признание успехов и  заслуг будущего творца в коллективе сверстников тоже является стимулирующим фактором дальнейшего личностного развития, так как в подростковый период общественное мнение доминирует над личным.

Соревнование – повышает творческую активность, предполагая стремительный успех, не отложенный во времени, гласность, выдвижение на лидерские позиции, сопричастность коллективу как к социальному единству. При соревновании учитель, педагог вырабатывает общий стандарт оценки результатов, которые обязательно предъявляются детям. Учащимся заранее известны критерии оценки и подведения итогов, известны способы и пути достижения целей творческой деятельности.

Игры, игровые приёмы. Современные педагогические технологии располагают значительным количеством разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений, которые повышают мотивацию учащихся.

Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, действий, нужно заключить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Для этого подбираются занимательные задания, привлекая красочную наглядность, литературных и исторических персонажей, мифологических героев.

Сюда относятся:

задачи в стихах,

задачи-смекалки,

задачи-шутки,

драматизированные игры,

интересные факты,

метод «вхождения в картину»,

интерактивные кейс-ситуации,

ребусы, головоломки,

кроссворды и многие др.

Такие приёмы, являясь структурным элементом проблемного обучения,  позволяют мотивировать детей к изучению нового материала - ведь очень хочется узнать ответ к загадке, раскрыть секрет удивительного факта, побывать в роли сказочного героя и т.д.

Открытые домашние задания (по А.В. Хуторскому). Для включения ребёнка в активную познавательную деятельность даются домашние творческие задания, связывающие изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся. Например, подготовить сообщение о своем домашнем питомце; просмотреть периодическую печать, телепередачи и подготовить сообщение о любимом виде спорта; работа над индивидуальным тематическим проектом и др.

Домашние задания могут быть дифференцированными, индивидуальными, парными, групповыми, по выбору из обязательных заданий, добровольные (по ликвидации пробелов в знаниях), их можно выполнять самостоятельно и с родителями. Большой интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика.

Таким образом, урок начинается с формирования мотивации и заканчивается мотивом для будущей самостоятельной учебной деятельности.

Проблемная  ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, познавательной творческой деятельности. Она побуждает начало мышления, активную, мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы.

Познавательная потребность возникает у человека в том случае, когда он не может достичь цели с помощью известных ему способов действия, знаний. Возникает проблема выбора и поиска. Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность учащегося, дать ему необходимую направленность мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала, обеспечить возможность управления со стороны педагога.

Проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений.

Совершенствование процесса обучения определяется стремлением учителя, педагога активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Суть активизации обучения школьника заключается в такой организации учебной деятельности, при которой учащийся приобретает основные навыки получения знаний и на основе этого научится самостоятельно «добывать знания».

Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации,  и ее осознание учащимися возможно при изучении почти каждой темы. Подготовленность ученика к проблемному обучению определяется, прежде всего, его умением увидеть выдвинутую учителем (или возникшую в ходе урока)  проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами. Ученик ставится в ситуацию разрешения внутренних и внешних противоречий и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий.

Основными элементами проблемной ситуации являются:

вопросы(имеют первостепенное значение, т. к. стимулируют и направляют мыслительную деятельность учащихся)

задача (является важным фактом повышения познавательной активности учеников)

наглядность (служит инструментом «схватывания» обобщенного «видения» содержания новых абстрактных понятий и представлений и облегчает формирование научных понятий).

задание.

Творческое проектирование-Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение в среднем  звене школьного обучения.

Этапы, соответствующие учебной деятельности:

мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:

1-й этап- УЧИТЕЛЬ ученик

2-й и 3-й этап-учитель-УЧЕНИК

Последний  этап-УЧИТЕЛЬ ученик

Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. От того, как учитель исполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект,  зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Начиная работу над проектом, учитель,прежде всего,  пробуждает в учащихся интерес к теме проекта, мотивирует его.

Человечество постоянно развивается, поток информации постоянно увеличивается, но сроки ее интерпретации в школе остаются прежними. Приоритет отдается осознанному усвоению знаний. Опора на мотивационную сферу позволяет удерживать внимание к данному предмету, развивая не только интеллектуальные, но и личностные качества.

Методы самовоспитания- тесно связаны с формированием волевых и нравственных качеств в воспитании школьника. Самовоспитание реализуется в ситуациях, когда ребёноксам учится ставить перед собой цель и предвидеть результаты собственной деятельности, что в современной педагогике относятся к универсальным учебным действиям (УУД). Эти процессы наиболее наглядны в проектной деятельности.

Чтобы помочь школьнику в сложном и трудном для него процессе самовоспитания, педагог намечает общий план работы и отдельные операции, с которыми у детей могут возникнуть затруднения. На этот процесс неизбежно будет влиять:

общественное мнение

микроклимат в коллективе

пример взрослых

личная программа самосовершенствования (а равно и её отсутствие)

В процессе творческой коллективной деятельности  формируется самоконтроль и самооценка.

Самоконтроль-работа над самим собой  с конкретно поставленной целью, сравнение своих результатов с заданным эталоном.

Самооценка-умение объективно взглянуть на себя со стороны и вынести справедливое суждение.

Самоанализ-умение выявлять причины, побудившие к действию, с анализом причинно- следственных связей.

Самоотчёт-умение отвечать за свои действия и поступки.

Личные обязательства- постановка целей и задач на определённый период времени.

Перед самим педагогом, учителем, как координатором или куратором творческого процесса в детском коллективетакже стоит ряд задач, необходимых для выполнения:

Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях.

Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной жизни и внешкольной жизни.

Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию.

Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста.

Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; стимулирование к самосовершенствованию.

Помощь в приобретении навыков саморефлексии, формировании умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный» и  «я идеальный»).

Для получения положительного результата детской творческой или исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу учащимся, стимулировать их к деятельности. Применение новых информационных технологий раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Урок с применением компьютерных технологий не только оживит учебный процесс, но и повысит мотивацию в обучении.

В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны даже не столько сами знания, сколько умение добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях. По мнению некоторых отечественных психологов, если каждый урок будет включать в себя средства ИКТ, то инфантильных и расторможенных детей будет меньше. Использование ИКТ преобразит преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное - поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе.

Примеры эффективного мотивирования (из опыта работы).

Автор является педагогом дополнительного образования по изобразительному творчеству в центре детского творчества г.о.Подольск Московской области. Дети в творческое объединение приходят уже мотивированными, поэтому  крайне редко случаются проблемы с установкой мотивации и активизации воспитательно-образовательного процесса в целом. Что касается занятий, то они довольно длительны: соединены в пары по 45 мин. Поэтому, смена деятельности, синкретичность, интерактивность, интегрированность присущи структуре практически каждого занятия. И здесь уже проблема познавательной мотивации решается на практике. Приведу несколько примеров эффективного мотивирования из своего опыта.

«Верно или неверно».

Предлагаю несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

«А теперь - вопрос!»

Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времениВнезапный вопрос во время основной части занятия, когда интерес приглушается, заставляет мозг активизироваться для мыслительной операции и выдвигать свои версии вслух. Это некий прототип «мозгового штурма».

- А вы знаете, что у белого медведя кожа- чёрная? (Тема занятия:«Белые медведи на льдине», сухая пастель)

- Как вы думаете, в Африке могут расти мухоморы? (Тема занятия:«Грибное лукошко», пластилинография). Практика показывает, что дети испытывают радостное оживление при фразе педагога «А теперь у меня вопрос!» и получают некий энергетический заряд для продолжения работы.

«Замечаем-исправляем».

Этот приём иногда встречается в практике других педагогов под названием «Лови ошибку!». Объясняя материал, намеренно допускается  ошибка. Сначала ученики предупреждаются об этом заранее. Иногда им можно в случае обнаружения моей преднамеренной ошибки «сигналить» об этом словесно (У меня вопрос!) или жестом (поднять руку и несколько раз сжать-разжать кулак). Надо научить учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, если таковое требуется. Нужно поощрять произвольное внимание учащихся.

«Двигатель креативности»

Представляет собой вариант кластера. Очень эффективно на начальном этапе проектов, когда труднее всего включиться в деятельность. Пониманием, с чего начать, как и чем, сделать первый шаг и выбрать определённое направление,  не обладают и некоторые взрослые. Приём является авторской разработкой. При его применении резко активизируется проявление креативности, как грани творчества и графически чётко и быстро (до 10 мин) прописывается алгоритм выбора. На его основе составляется план-инструкция макета творческого проекта.

«Вхождение в картину»

Используется для глубокого понимания и прочтения авторской подачи картины с помощью языка искусства. Дети учатся анализу объекта искусства и пониманию символики, используемой авторами разных эпох. Дети оказываются внутри той эпохи, события или окружения, которую транслируют художники и активно « проживают2 жизнь одного из персонажей.

«Вхождение в образ»

Задействован метод эмпатии, где посредством образных представлений дети пытаются «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать его, познать «изнутри». Например, прежде, чем нарисовать дерево, нужно войти «в образ»: занять позу определённого вида дерева, прочувствовать окружающую обстановку (ветер, мороз, жара, ливень, скала). Остальная группа может задавать вопросы о происхождении объекта, о его строении, возрасте, внешнем облике. Развивается способность мыслить, понимать явление с разных точек зрения, способность перенести пережитые эмоции и чувствав речь.

«Представьте себе…»

Задействуется критическое мышление. Детям предлагается описать картину мира, какой она станет, если произойдёт названное событие. Например:

Представьте себе, что вдруг на проезжей части исчезли все знаки дорожного движения.

Представьте себе, что все хищники вдруг стали травоядными.

Представьте себе, что люди вдруг научились дышать под водой и др.

Эффективно, когда даются творческие работы, где самостоятельно определяется тема, замысел, средства, сроки и материалы.

«Сюрпризный момент»

Часто используется в младшем школьном возрасте. Для подростков мной используется на занятиях по учебному  постановочному натюрморту. Учебные занятия по изобразительному искусству довольно затраты для психофизиологии детей, находящихся в гормональном дисбалансе. Здесь приходится напрягать зрение для постоянного сравнения с натуры, работать в определённой позе, постоянно задействовать активное мышление (операции анализа, сравнения и др.).через некоторое время наступает уставание, учащаются ошибки. Угасает интерес к готовому результату. 

«Загадка артефакта»

Дети получают исторический артефакт (старинное изделие, распечатку или фото) или его прототип (модель) для изучения.

Задачи разные:

определить эпоху или происхождение артефакта,

определить материал, из которого он изготовлен,

определить его назначение и функции.

Например, старинный рубель вызвал массу теорий его использования, и ни одной верной!

Познание исторического и культурного объекта происходит в соответствии с принципом  синкретичности и диалога культур в педагогики искусства.

«Мозговой штурм»

Цель-развитие  творческого, гибкого мышления, свободного от стереотипов через генерацию идей.

Работа ведётся в малых группах, задействован весь класс. Определяются правила, формулируется проблема или проблемный вопрос. Идеи -поток сознания, но каждая из них, даже нелепая, фиксируется на бумаге в виде таблицы, списка, кластера. Детям, стремящимся выглядеть и считаться «взрослыми», очень импонирует, что:

во время мозгового штурма нет ни начальников, ни подчинённых- есть участники и ведущий.

Поощряется раскованность, полная свобода воображения, отход от всех стереотипов и традиций (что, правда, всё можно?!)

Поощряются и даётся ответ на все вопросы для уточнения.

Запрещается критика, оценки, ничего не отвергается, что повышает самооценку.

Мысли выражаются чётко, кратко, без развёрнутых ответов, которые обычно требуются учителям.

Поощряется оптимизм и уверенность, что повышает умственную энергию подростка.

Кроме того,  используются игры и игровые моменты во всём своём многообразии.

Особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов. Проекты разнообразны  по длительности, по формам и методам, по направленности. Личностно-ориентированные проекты  очень популярны в нашем объединении, поскольку поддерживают интерес ученика, и он не вступает в конфликт противоречий от навязанной взрослым деятельности. Пример того, что проекты имеют возможность воспитать высокую мотивацию к деятельности и профильному (художественному) определению см.в Приложении.

Что способствуют развитию познавательного интереса у учащихся и мотивирует их?

Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний.

Работа в группах и парах, в результате которой происходит коммуникация со сверстниками. В общение включены все.

Применение ИКТ на уроках

Понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.

Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.

Обучение должно быть трудным, но посильным – разноуровневые задания.

Чем чаще проверяется и оценивается (или поощряется) работа школьника, тем интереснее ему работать.

Позитивная психологическая атмосфера урока.

Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме.

В обучении должны создаваться возможности для творчества.

Создание на уроке ситуации успеха для учащихся.

В основе творческого мышления лежит неистребимое желание «дойти до самой сути», где  творческий  процесс основан на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика. Здесь важен сам психологический механизм деятельности, в которой формируется умение искать и принимать нешаблонные, нестандартные решения.

Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В творческом проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков.

Эффективность использования методов и приёмов повышения мотивации обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми, знанием реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов.

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.